Меню сайта
Общегосударственная система подготовки квалифицированных рабочих кадров.
Рис. 1.1.
Стадии последовательной профессиональной подготовки.
На перспективу предполагается, что система будет развиваться на принципах постинституционного образования, что характерно на сегодняшний день для Запада.
Попробуем перечислить причины, которые привели к необходимости таких изменений:
ü демократизация общества (возможность для экспериментирования);
ü необходимость повышения престижа учебных заведений;
ü возрастание конкурса для поступления в них;
ü возможность получить определённые льготы (финансовое и материальное обеспечение);
ü значительное возрастание потенциала некоторых учебных заведений, выходящего за рамки существующих типов ПТУ и техникумов;
ü отсутствие в регионе соответствующего учебного заведения (техникума, ПТУ).
Рис. 1. 2.
Модели профессионального обучения.
Положительные результаты такого подхода к профобразованию следующие:
· обеспечение преемственности в содержании образования;
· ступенчатая аттестация;
· дифференциация общеобразовательной и профессиональной подготовки в соответствии со способностями и желаниями учащихся;
· новые формы квалификационных испытаний;
· новая организационная структура учебных заведений;
· взаимодействие преподавателей вузов, техникумов, ПТУ.
Но имеются отрицательные моменты:
появилось большое количество «минивузов», «минитехникумов», где обучаются одна – три группы при отсутствии нормальных педагогических условий. Отсутствует лабораторная база – эти типы учебных заведений готовят по тем же специальностям и профессиям, что и другие ПТУ, техникумы или ВУЗы.
По сути дела в системе профессионального образования республики в настоящее время идёт широкомасштабный эксперимент по созданию системы непрерывного профессионального образования, в который в различной степени вовлечены более 1/3 учебных заведений. Примерно столько же учебных заведений включается в работу или желает включиться. Этот эксперимент развивается на всех уровнях профессионального образования.
Следует отметить, что в целом идёт положительный процесс , который следует поддержать и, в пределах существующих условий, создать дополнительные возможности для его развития. Из-за своей значимости в новых социально-экономических условиях непрерывное профессиональное образование из педагогической идеи должно превратиться в ведущий принцип развития. В Республике Беларусь должна сложиться национальная система непрерывного профессионального образования.
Организация профессиональной подготовки безработных и незанятого населения.
Формирование рынка труда при переходе к рыночной экономике тесно связано с преобразованием структуры общественного производства и занятости населения. Эти процессы ускорились и обострились в связи с начавшейся перестройкой экономики. Они сопровождаются усилением требований работодателей к уровню квалификации работающих и вновь принимаемых на работу граждан.
Одним из основных направлений активной политики занятости является повышение качества рабочей силы путём развития системы профессиональной подготовки, повышения квалификации и переподготовки (профессионального обучения) безработных граждан и незанятого населения, способствующих их участию в общественном производстве. Профессиональное обучение призвано обеспечивать повышение трудового потенциала населения, формирование рациональной структуры занятости, гармонизацию личных интересов и общественных потребностей.
Особенность белорусского рынка труда в том, что наряду с увольнением работников, не имеющих достаточной профессиональной подготовки, высвобождаются также квалифицированные рабочие и специалисты. Одновременно повышается спрос на рабочих и специалистов высокой квалификации, способных быстро адаптироваться к современным требованиям.