Понятие и значение организации в менеджменте

Любую конкретную группу людей, объединившихся для реализации конкретных целей, можно рассматривать как орга­низацию и исследовать в ней все проходящие организационные процессы. Организация может быть плохо либо хорошо органи­зована, по мнению руководителей, однако конкретных крите­риев для оценки организации управления намного больше.

Можно рассматривать способы организации подразделений с целью выявления соответствия их будущим задачам. Реализа­ция целей или задач может тормозиться деятельностью отдель­ных групп фирмы, цели которых не совпадают с целями фир­мы. Например, отделы сбыта в некоторых фирмах сформиро­ваны по продуктам. Отсюда при сбыте продукции неизбежны противоречия и снижение эффективности работы фирмы.

Можно рассматривать также логику взаимосвязи сотрудни­ков при решении управленческих задач и судить о степени ор­ганизованности работы.

И, наконец, можно рассматривать регламентирующие доку­менты, заставляющие сотрудников выполнять свои функции. В этом случае особое внимание должно быть уделено полноте регламентирующих документов.

Можно рассматривать форму организации управленческой деятельности и приспособляемость ее к меняющимся целям организации.

Из всего сказанного следует, что работа в фирме должна быть организована таким образом, чтобы работники выполняли свою работу в соответствии с планом действий эффективно, знали свое место и цели в организации, причем эти цели должны совпадать с целями организации в целом.

Указанные факторы следует учитывать при построении лю­бой реальной структуры управления в организации.

Для четкой работы организации необходимо следующее:

· цели должны быть понятны всем работникам фирмы;

· система целей должна реализовать глобальную цель;

· информационные каналы связи не должны иметь «узких» мест;

· работники должны иметь четкие рабочие инструкции, регламентирующие их деятельность;

· удовлетворенность в работе должна обеспечиваться вы­бранной системой мотивации.

Можно сделать вывод, что управление фирмами реализуется в рамках конкретного хозяйственного механизма, в котором различают статистику (его организационную структуру) и ди­намику (протекающие процессы принятия решений).

Сформулируем основные правила создания организацион­ной структуры управления:

1. организационная структура должна быть предельно про­ста, чем она проще, тем легче персоналу её понять;

2. схема организационной структуры должна быть обозрима;

3. каждый работник должен иметь должностную инструк­цию;

4. информационные каналы должны обеспечить передачу информации как в прямом направлении (передача управленче­ских решений), так и в обратном (контроль исполнения);

5. линии подчиненности и ответственности должны быть четкими, необходимо избегать двойного подчинения;

6. координацию всей деятельности осуществляет высшее руководство на уровне заместителей руководителей фирмы;

7. окончательные, глобальные решения принимаются на уровне руководителей фирмы с учетом возможностей и пер­спектив ее развития;

8. функции линейного руководства и функциональных под­разделений должны быть разграничены.

Реализация указанных правил позволит проектировать наи­более эффективную структуру управления фирмой.

Термин "организационная структура" сразу же вызывает в нашем воображении двумерную древовидную схему, состоящую из прямоугольников и соединяющих их линий. Эти прямоугольники показывают выполняемую работу и круг обязанностей и, таким образом отображают разделение труда в организации. Относительное положение прямоугольников и соединяющие их линии показывают степень подчинения.

Организационная структура ЗАО «Северодвинский компьютерный центр».

В данный момент штат сотрудников фирмы составляет 17 человек. Организационная структура СКЦ выглядит следующим образом:

Рис. 1. Организационная структура ЗАО «СКЦ»

Таблица 1. Функции и обязанности сотрудников ЗАО «СКЦ»

Должность

Функции и обязанности

Директор

Управление фирмой, контроль за деятельностью и взаимодействием структурных подразделений, ведение переговоров с крупными поставщиками и клиентами

Коммерческий директор

Ведение переговоров, сбыт продукции, контроль и анализ финансового состояния фирмы

Секретарь – делопроизв-ль

Работа с документами, обеспечение и обслуживание работы руководителя

Менеджер по продажам

Изучение конъюнктуры рынка, разработка плана реализации продукции, разработка плана ценовой стратегии, подготовка и заключение договоров

Бухгалтерия

Ведение бухгалтерского учета и отчетности

Главный инженер

Руководство техническими службами, координация подразделений по разработке технического развития предприятия, обеспечение систематического повышения эффективности производства, производительности труда, обеспечение производства конкурентоспособной продукции.

Отдел технического обслуживания

Техническое обслуживание и ремонт компьютерной и оргтехники

Программисты

Изготовление, установка и настройка программного обеспечения

Отдел кадров

Обеспечение подбора, расстановки, изучения и использования рабочих кадров и специалистов; организация системы учета кадров, анализ текучести кадров

Перейти на страницу: 1 2