Внутренняя и внешняя среда организации

Целостность организации и ее открытость как системы обусловливают четкое разделение внутренней и внешней среды

, зави­симость организации от внешних факторов, взаимодействие внутренней и внешней среды, различную степень воздействия параметров внутренней и внешней среды и управления ими.

Поскольку организация создается людьми, то все ее элементы и связи в той или иной мере имеют переменный характер. К переменным внутренней среды организации относятся:

· структуры (производства, управления),

· цели и задачи управления,

· тех­нологии,

· люди.

Структуры организации определяются логическим и количественным соотношением элементов системы и уровней управления. Управляемость организации определяется соотношением числа руководителей и подчиненных, числом людей, которые подчиняются одному руководителю, а также взаимоотношением времени принятия решений с временем перехода объектов управления в различные состояния, в том числе и прогнозируемые.

Управляемость, кроме того, зависит и от технологии. Технология – это любое средство (регламент, алгоритм, механизм), с помощью которого входящие в производство или орган управления элементы преобразуются в выходящие.

Важнейшая часть и внутренней, и внешней среды органи­зации — инфраструктура, т. е. комплекс элементов и связей, обеспечивающих условия жизнедеятельности коллектива орга­низации и обслуживающих основные процессы производства и управления. К инфраструктуре можно отнести коммуникации и организационную культуру, в составе которых огромная роль отводится людям, их знаниям, способностям и искусству взаи­модействия.

Организационная культура представляет собой систему норм и ценностей, которыми отличаются работники и в целом дан­ная организация. Система норм и ценностей отдельного чело­века находится в сложной зависимости от его индивидуально­сти и личности (характер, взгляды, способности, образование и др.) и от установок и ценностей в организации, зависящих также от многих факторов, включая руководителей организа­ции. Все эти элементы в комплексе определяют поведение ра­ботников и успешность деятельности организации (рис. 2).

Важный элемент культуры — это ценности, т. е. общие убеждения по поводу того, что хорошо, что плохо или что без­различно в жизни. Ценности приобретаются при воспитании, образовании, социальных контактах и т. п.

Рис. 2. Факторы, влияющие на индивидуальное поведение и успешность деятельности.

Организационная культура помогает решить задачи:

· координации, осуществляемой с помощью установленных процедур и правил поведения;

· мотивации, реализуемой путем разъяснения сотрудникам смысла выполняемой работы;

· профилирования, позволяющего обрести характерное отличие от других предприятий;

· привлечения кадров путем пропагандирования в среде пре­тендентов на рабочие вакансии преимуществ своего предприятия.

Любая организация обладает сильными и слабыми сторона­ми, в том числе и в организационной культуре. Слабости необходимо преодолевать, используя имеющиеся сильные стороны.

В любом случае нужны коллективные мероприятия куль­турной направленности, в ходе которых с определенной осто­рожностью выясняется соответствие основных рычагов принятия решений собственной культуре, осуществляется их взаимная притирка и критически решается вопрос о стратегической адекватности внутрифирменной культуры.

SWOT-метод изучения сильных (Strengths) и слабых (Weakness) сторон организации, ее возможностей (Opportunities) и угроз (Threats) со стороны окружения.

Таблица 2. Анализ факторов внутренней среды предприятия.

Факторы внутренней среды

Оценка качества

Важность

5

4

3

2

1

Высшая

Средняя

Низ

шая

1. МАРКЕТИНГ:

1.1. Известность компании на рынке

+

+

1.2. Доля рынка

+

+

1.3. Репутация в отношении качества

+

+

1.4. Репутация в отношении обслуживания

+

+

1.5. Реклама

+

+

1.6. Эффективность продаж

+

+

1.7. Эффективность НИОКР

+

+

1.8. Месторасположение

+

+

2. ФИНАНСЫ:

2.1. Стоимость капитала

+

+

2.2. Доступность капитальных ресурсов

+

+

2.3. Доходность капитала

+

+

2.4. Финансовая стабильность

+

+

3. ПРОИЗВОДСТВО:

3.1. Современное оборудование

+

+

3.2. Удовлетворение покупательского спроса

+

+

3.3. Соблюдение сроков поставок

+

+

3.4. Ассортимент продукции

+

+

3.5. Затраты на производство

+

+

3.6. Технический уровень производства

+

+

4. ОРГАНИЗАЦИЯ:

4.1. Квалификация руководства

+

+

4.2. Малый штат сотрудников

+

+

4.3. Квалификация и способности менеджеров

+

+

4.4. Реакция на изменение рыночной ситуации

+

+

4.5. Преданность работе сотрудников

+

+

4.6. Инициативность руководства

+

+

4.7. Оперативность принятия решений

+

+

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6