Меню сайта
Внутренняя и внешняя среда организации
Целостность организации и ее открытость как системы обусловливают четкое разделение внутренней и внешней среды
, зависимость организации от внешних факторов, взаимодействие внутренней и внешней среды, различную степень воздействия параметров внутренней и внешней среды и управления ими.
Поскольку организация создается людьми, то все ее элементы и связи в той или иной мере имеют переменный характер. К переменным внутренней среды организации относятся:
· структуры (производства, управления),
· цели и задачи управления,
· технологии,
· люди.
Структуры организации определяются логическим и количественным соотношением элементов системы и уровней управления. Управляемость организации определяется соотношением числа руководителей и подчиненных, числом людей, которые подчиняются одному руководителю, а также взаимоотношением времени принятия решений с временем перехода объектов управления в различные состояния, в том числе и прогнозируемые.
Управляемость, кроме того, зависит и от технологии. Технология – это любое средство (регламент, алгоритм, механизм), с помощью которого входящие в производство или орган управления элементы преобразуются в выходящие.
Важнейшая часть и внутренней, и внешней среды организации — инфраструктура, т. е. комплекс элементов и связей, обеспечивающих условия жизнедеятельности коллектива организации и обслуживающих основные процессы производства и управления. К инфраструктуре можно отнести коммуникации и организационную культуру, в составе которых огромная роль отводится людям, их знаниям, способностям и искусству взаимодействия.
Организационная культура представляет собой систему норм и ценностей, которыми отличаются работники и в целом данная организация. Система норм и ценностей отдельного человека находится в сложной зависимости от его индивидуальности и личности (характер, взгляды, способности, образование и др.) и от установок и ценностей в организации, зависящих также от многих факторов, включая руководителей организации. Все эти элементы в комплексе определяют поведение работников и успешность деятельности организации (рис. 2).
Важный элемент культуры — это ценности, т. е. общие убеждения по поводу того, что хорошо, что плохо или что безразлично в жизни. Ценности приобретаются при воспитании, образовании, социальных контактах и т. п.
Рис. 2. Факторы, влияющие на индивидуальное поведение и успешность деятельности.
Организационная культура помогает решить задачи:
· координации, осуществляемой с помощью установленных процедур и правил поведения;
· мотивации, реализуемой путем разъяснения сотрудникам смысла выполняемой работы;
· профилирования, позволяющего обрести характерное отличие от других предприятий;
· привлечения кадров путем пропагандирования в среде претендентов на рабочие вакансии преимуществ своего предприятия.
Любая организация обладает сильными и слабыми сторонами, в том числе и в организационной культуре. Слабости необходимо преодолевать, используя имеющиеся сильные стороны.
В любом случае нужны коллективные мероприятия культурной направленности, в ходе которых с определенной осторожностью выясняется соответствие основных рычагов принятия решений собственной культуре, осуществляется их взаимная притирка и критически решается вопрос о стратегической адекватности внутрифирменной культуры.
SWOT-метод изучения сильных (Strengths) и слабых (Weakness) сторон организации, ее возможностей (Opportunities) и угроз (Threats) со стороны окружения.
Таблица 2. Анализ факторов внутренней среды предприятия.
Факторы внутренней среды |
Оценка качества |
Важность | ||||||
5 |
4 |
3 |
2 |
1 |
Высшая |
Средняя |
Низ шая | |
1. МАРКЕТИНГ: | ||||||||
1.1. Известность компании на рынке |
+ |
+ | ||||||
1.2. Доля рынка |
+ |
+ | ||||||
1.3. Репутация в отношении качества |
+ |
+ | ||||||
1.4. Репутация в отношении обслуживания |
+ |
+ | ||||||
1.5. Реклама |
+ |
+ | ||||||
1.6. Эффективность продаж |
+ |
+ | ||||||
1.7. Эффективность НИОКР |
+ |
+ | ||||||
1.8. Месторасположение |
+ |
+ | ||||||
2. ФИНАНСЫ: | ||||||||
2.1. Стоимость капитала |
+ |
+ | ||||||
2.2. Доступность капитальных ресурсов |
+ |
+ | ||||||
2.3. Доходность капитала |
+ |
+ | ||||||
2.4. Финансовая стабильность |
+ |
+ | ||||||
3. ПРОИЗВОДСТВО: | ||||||||
3.1. Современное оборудование |
+ |
+ | ||||||
3.2. Удовлетворение покупательского спроса |
+ |
+ | ||||||
3.3. Соблюдение сроков поставок |
+ |
+ | ||||||
3.4. Ассортимент продукции |
+ |
+ | ||||||
3.5. Затраты на производство |
+ |
+ | ||||||
3.6. Технический уровень производства |
+ |
+ | ||||||
4. ОРГАНИЗАЦИЯ: | ||||||||
4.1. Квалификация руководства |
+ |
+ | ||||||
4.2. Малый штат сотрудников |
+ |
+ | ||||||
4.3. Квалификация и способности менеджеров |
+ |
+ | ||||||
4.4. Реакция на изменение рыночной ситуации |
+ |
+ | ||||||
4.5. Преданность работе сотрудников |
+ |
+ | ||||||
4.6. Инициативность руководства |
+ |
+ | ||||||
4.7. Оперативность принятия решений |
+ |
+ |