Меню сайта
Проблема недостаточной активности студентов в профессиональном самоопределении.
В современных условиях обнаружился дефицит специалистов, потребность в которых вызвана становлением рынка. Поэтому необходимо, чтобы процесс обучения был более гибким, что стимулировало бы академическую и профессиональную мобильность студентов на рынке образовательных услуг. Необходим новый адаптационный механизм, с учетом приобретения опыта в области деловой активности [15].
Основы обучения деловой активности должны определяться рядом задач:
1. В сфере обучения - получение знаний по предпринимательской деятельности;
2. В сфере самосознания - осмысление студентами своего индивидуального потенциала, формирование осознанной деловой активности;
3. В сфере мотивации - развитие интереса к проблемам экономики, что должно облегчить решение проблемы будущей занятости студентов, их адаптации к рынку.
Подготовка студентов в любой сфере предпринимательской деятельности требует сочетания теоретических знаний с прикладными разработками и экспериментально-практической их апробацией в реальном учебном процессе.
Важно учитывать ряд принципов при обучении деловой активности:
- последовательность;
- самообразование;
- интеграцию (синтез всех учебных дисциплин);
- открытость;
- непрерывность.
Процесс обучения должен отличаться доходчивостью, образностью, последовательностью, простотой изложения. Активное обучение должно быть направлено не на запоминание и воспроизведение, а на формирование умения "добывать" знания.
Повышение профессиональной и социальной активности молодежи в профессиональном самоопределении обеспечивается следующим комплексом условий [14]:
Формирование информационного поля, включающего:
сведения об активной и перспективной конъюнктуре рынка труда области, перспективах трудоустройства по конкретным профессиям
банк профессиографических характеристик профессий региона;
банк данных по учебных и курсовым заведениям области все типов;
перечень новых конкурентоспособных профессий региона профессий, рекомендуемых для самозанятости и предпринимательств, редких профессий и народных промыслов;
Обучение умению анализировать профессиональную деятельность, выделять основные признаки, определяющие структуру и содержание профессионального труда.
Создание условий для апробации молодыми людьми своей дееспособности в разных видах трудовой деятельности, в том числе посредством временной занятости и развития малого бизнеса.
Повышение конкурентоспособности молодежи на рынке труда (обретение компьютерной грамотности, обучение стенографии, иностранным языкам и т.д.).
Формирование этих условий будет способствовать повышению профессиональной активности молодежи при выходе ее на рынок труда.
Как следствие, можно сделать вывод: формирование деловой активности студентов в вузе является важнейшим составляющим при подготовке будущего специалиста. При этом важно учитывать возможности вуза и потребности регионального рынка труда.