Меню сайта
Проблема занятости.
Анализ проблемы занятости в условиях рынка представляется, следующим образом:
Во-первых, переход к рынку невозможен без обеспечения экономической свободы личности, без реализации права на свободный выбор профессии, сферы и места приложения труда.
Во-вторых, рыночная трансформация экономики России сопровождается ее структурной перестройкой, существенным изменением доли различных отраслей в валовом национальном продукте. Такая перестройка и требует и создает возможность интенсификации процессов трудовой мобильности.
В-третьих, актуализация проблемы мобильности рабочей силы определяется и усилением технологических инноваций, без которых решение социально-экономических проблем невозможно [22].
Вызванные перечисленными факторами процессы высвобождения работников и трудовые перемещения носят вынужденный, стихийный характер, осуществляются нередко в состоянии психологического стресса, не способствуют обеспечению социальной стабильности общества.
В этой связи представляются актуальными проблемы создания модели адаптационного механизма занятости, направленного на социальную поддержку высвобождаемых работников, рациональное использование их трудового потенциала, формирование ценностных ориентаций, мотивов их поведения.
В условиях становления рынка формирование нового механизма занятости требует трансформирования и включения его регулятивных возможностей. Разработка теоретической модели адаптационного механизма может способствовать разрешению целого комплекса проблем в сфере труда и занятости.
Таким образом, проблема занятости связывается, в основном, с особенностями формирования рынка. Решение проблемы видится в реализации сложной схемы адаптационного механизма, в которую в частности входят:
трудовая мобильность, под которой понимается изменение трудового статуса, переход занятого в незанятого, неквалифицированного в квалифицированного, занятого неполное рабочее время в частично занятого.
система стратегических направлений. Его основу составляют комплексные поведенческие модели, возможные в новых экономических условиях.
система косвенного воздействия на механизм адаптации.
Экономические циклы можно рассматривать как причину качественных изменений в структуре занятости населения и процессе движения кадров, уровня занятости и безработицы.
Выделяют аграрный, индустриальный и сервисный (инфраструктурный) типы занятости, как исторически обусловленные и сменяющие друг друга в ходе экономической эволюции.
Если на индустриальной стадии развития повышение уровня доходов на душу населения обеспечивалось тиражированием индустриальных технологий, то переход к информационной цивилизации основан на опережающем развитии и саморазвития индивида. Позитивные изменения качественных характеристик "человеческого капитала" должны опережать количественный рост населения и совершенствование средств производства.
Одной из возможных моделей реформирования сферы занятости могла бы стать модель, основанная на "полюсах долгосрочного роста". Производственная и социальная инфраструктура, формирующийся рынок услуг могли бы образовать "первую волну" реформирования.
Во-первых, рынок услуг в настоящее время существует в значительной степени за счет латентных и налогонеоблагаемых форм, и уже сложились отдельные его сегменты.
Во-вторых, в этой сфере сохранился неудовлетворенный спрос населения и предприятий в сервисных услугах.
В-третьих, этот сектор наиболее восприимчив к инновациям, а сейчас имеется уникальный исторический шанс привлечь в него наиболее квалифицированные и молодые кадры. Ситуация на рынке труда такова, что выпускники вузов часто не находят работы.
Сфера занятости представляет собой не однородное монопространство, а полицентрическую региональную структуру. Причем типологические межрегиональные различия часто выступают более ярко выраженными, чем межстрановые.
Децентрализация регулирования в системе "центр - периферия" призвана активизировать региональную политику занятости и освободить, а может быть, сформировать социальную базу реформ в "глубинке". Речь идет о переходе от индустриальной модели занятости к инфраструктурной и создании адекватных механизмов, форм управления, типов поведения, а также стратегических преобразований в структуре экономических элит. Необходимо учитывать и такие моменты, как формирование новых ценностей, ориентация на активную личность в хозяйственной системе, укрепление духа предпринимательства, поддержка ключевых социальных групп, наиболее восприимчивых к инновациям, которые при создании благоприятных условий формируют потенциал реформирования, укрепление института профессионального менеджмента.
Таким образом, если рассматривать сферу занятости, как реформируемую систему с позиций глобальной схемы "ядро - периферия", то можно сделать вывод о том, что модернизацию необходимо начинать не с ядра, а с периферии, а точнее тех ее сегментов, которые несут в себе потенциал стратегического развития.