Меню сайта
Трансформация экономического развития в современных условиях и необходимость повышения производительности и мотивации труда.
Соотношение численности предприятий и численность их работников в период с 1970 по 1997 гг. представлены в табл. 1.1.
Число предприятий с 1990 по 1997 год увеличилось почти в 5 раз при сокращении численности рабочих на 17 %.
При реализации правительственных решений по развитию малого бизнеса в промышленности создано 127.2 тыс. малых предприятий с общей численностью 2.4 млн. чел. Средняя численность работающих на одном малом предприятии - 20 человек. А если предположить, что в общей структуре промышленных предприятий 1990 года сохранились основные (крупные) по сравнению с 1997 годом, то на оставшихся (до разукрупнения) предприятиях средняя численность составила 370 человек. Представляется, что создание малых предприятий в целом произошло за счёт разукрупнения (с 370 до 20 человек), хотя на самом деле всё было значительно сложнее.
Табл. 1.1.
Соотношение численности промышленных предприятий и промышленно-производственного персонала (ППП) за 1970 по 1997 гг.
Показатель |
1970г. |
1980г. |
1990г. |
1991г. |
1993г. |
1995г. |
1997г. |
Число предприятий, тыс. |
28,5 |
25,4 |
26,9 |
28,0 |
104,1 |
146,8 |
138,0 |
в т. ч. малых |
– |
– |
– |
– |
91,4 |
109,6 |
127,2 |
Численность ППП, тыс.чел. |
20206 |
22745 |
20998 |
20117 |
18804 |
17913 |
17440 |
в т. ч. на малых |
– |
– |
– |
– |
2261 |
2318 |
2382 |
Наибольшее разукрупнение произошло в машиностроении и металлообработке - с 5252 предприятий в 1990 г. до 46558 в 1997 г., т.е. почте в 9 раз, при уменьшении численности рабочих с 7.5 до 5.42 млн. чел., т. е. почти на 25 %. Со значительным опозданием вышли нормативные документы по созданию холдингов и финансово-промышленных групп. До их выхода органы государственного управления не вели планомерной структурной политики : многие объединения, концерны можно было сохранить в виде холдингов, не лишая самостоятельности предприятия и оказывая им всемерную поддержку. Попытки создания холдинговых структур, предпринимаемые многими министерствами и ведомствами, так и не увенчались успехом или осуществились со значительной задержкой.
В-третьих, в разделе структурной политики, в рабочих программах Правительства РФ не были рельефно определены приоритеты в государственной поддержке предприятий отдельных отраслей и ведомств с позиции стабилизации производства. Выживание базовых отраслей и предприятий, кроме, может быть, топливно-энергетического комплекса, которые бы стали основой последующего развития народного хозяйства, так и не обеспечено.
Отмеченные три группы факторов имеют по сути стратегический и тактический характер. Сюда же можно отнести проблемы неплатежей, финансовой системы и бюджетного финансирования, инвестирования, каждая из которых является предметом отдельного анализа.
Можно говорить и об объективных факторах падения производства, вызванных неудовлетворительной структурой производства и переходом на новые экономические отношения.
В условиях общего падения производства в наибольшей степени страдают предприятия, выпускающие средства производства, ибо при дефиците денег резко сократилось обновление техники. То же самое можно сказать и о ремонтно-строительной сфере. Более того на большинстве предприятий оказались не загруженными ранее введённые мощности. По данным Госкомстата РФ, в 1990 г. коэффициенты обновления и выбытия основных фондов составили соответственно 6 и 1.8 %, в 1997 г. -1.3 % каждый. Степень износа основных фондов в 1997 году достигла 56.8 %. Использование производственных мощностей по выпуску отдельных видов продукции составило, например, по кузнечно-прессовому оборудованию 28 %, металлорежущим станкам 34 %, сборным железобетонным конструкциям и изделиям 51 %, цементу 62 %. Действительную потребность в тех или иных видах продукции и услуг можно выявить лишь механизм спроса, и предложения.