Меню сайта
Маркетинг образовательных услуг.
- сбор и обработка информации о внешней среде и внутреннем состоянии системы образования в регионе;
- проведение прогнозных исследований;
- разработка стратегических и оперативных прогнозов по развитию сети образовательных учреждений, структуре предоставляемых услуг, взаимодействии с потребителями;
- организация работы по расширению и развитию структуры предоставляемых в регионе образовательных услуг;
- организация работы по формированию спроса и стимулированию сбыта образовательных услуг;
- налаживание рациональной системы приближения образовательных услуг к их потребителям.
Для организации службы маркетинга необходимо установить границы прав и ответственности, вытекающие из закрепленных за ней функций.
Представляется особенно важным, чтобы работники маркетинговых служб органов управления образованием сумели поставить с головы на ноги отношение к проблеме бесплатности образования в государственных (муниципальных) учреждениях образования. На самом деле, как хорошо известно, нигде ничего бесплатно не бывает. Образовательные услуги уже оплачены их потребителями, а органы государственного управления вместе с образовательными учреждениями выступают как посредники, продавцы, поставщики этих услуг. Поэтому и в случае отношений, возникающих между потребителем и поставщиком по поводу бесплатных образовательных услуг должна действовать общая формула маркетинга "покупатель - это король". Конечно, более сложными являются отношения между непосредственным исполнителем услуги - учителем, преподавателем и учеником, но эти отношения регулируются на основе колоссального разнообразия форм и методов, описываемых педагогической психологией, этикой, многовекового педагогического опыта.
Среди проблем образовательной сферы, стоящих достаточно остро, настоятельно требующих для своего решения маркетингового подхода, можно отметить следующие:
- отсутствие достоверной информации об уровне насыщенности рынка подобными образовательными услугами;
- неустойчивость и несформированность системы образовательных потребностей населения;
- неурегулированность отношений между образовательными учреждениями различных форм собственности;
- определение минимума и максимума обязательных требований общества к уровню и качеству образования, механизма осуществления этих требований;
- определение оптимальных уровней финансирования, кадрового, материально-технического обеспечения системы образования в регионе и его территориях.
Решение этих проблем зависит от темпов организации и развертывания деятельности маркетинговых служб региональных и территориальных органов управления образованием.