Направления, методы исследования регионального рынка труда и формирование профессиональных планов и намерений молодежи.

Работа служб занятости не решает этой проблемы: при более чем 1.300 тыс. выпускников дневных отделений всех форм профессиональной школы по России в 1997 -1998 гг. в службы занятости обратилось лишь немногим более 350 тыс. чел., то есть примерно 27% выпуска этого года. Данная тенденция характерна и для Восточного Оренбуржья. Хотя стоит отметить вообще рост числа граждан, обращающихся в службы занятости. Так по Оренбургской области с 1997г. по 1998г. этот рост составил 15% со 145 тыс. чел. до 167тыс. чел.

Если учесть, что нетрудоустроенный контингент новых выпусков накладывается на предыдущие, то процесс этот и в 1999 г., и в последующих будет иметь кумулятивный характер, поскольку прием в учебные заведения остался практически на прежнем уровне.

Рынок профессий и рынок образовательных услуг в Восточном Оренбуржье оказываются практически несвязанными. Так, по данным местных органов по труду, составивших примерный перечень дефицитных профессий, в числе первых десяти приоритетных оказались в основном профессии ремесленников и работников сферы услуг (печники, ремонтники, плотники, бухгалтеры и т.п.).

Особую озабоченность вызывает то, что при сохранении указанных тенденций в ближайшей перспективе каждое новое поколение будет менее обученным (менее охваченным всеми видами обучения), чем предыдущее. А это при наблюдаемом снижении количества и качества всех видов получаемого образования - ухудшит качественную структуру рабочей силы.

Решение проблем здесь видится в основательной структурной реформе всей профессиональной школы, начиная с ее начальных звеньев; развитии национальной системы профессиональной ориентации и психологической поддержки населения, а также в разработке региональных и отраслевых программ управления человеческими ресурсами для труда.

Переход к рынку требует обновления политики образования, в том числе и высшего образования. Эта политика должна быть направлена на адаптацию школы к рыночным отношениям путем реконструкции ее хозяйственного механизма, путем изменения стратегии образования и, прежде всего, в деле экономического и социально-педагогического управления народным образованием. При этом речь идет не о каких-то поправках в системе народного образования, имеющих частное значение, а о разработке системы мер, которая обеспечила бы рациональное использование созданных в стране гигантских производительных сил. Речь идет о необходимости совершенствования образования, чтобы производственный эффект от обучения и воспитания учащейся и работающей молодежи не был случайным фактором, как это имеет место в настоящее время, а будет плановым средством и показателем как роста эффективности производства, так и культуры членов нашего общества.

В процессе подготовки данной дипломной работы проводились исследования, имеющие своей сутью комплексный мониторинг рассмотренных выше проблем подготовки и занятости кадров высшей квалификации среди молодых специалистов.

Результаты исследований приводятся ниже.

Перейти на страницу: 1 2 3 4