Меню сайта
Управление воспроизводством квалифицированных трудовых ресурсов.
Система высшего образования сформировалась в период экстенсивного развития экономики и сведена по сути к прикладной задаче подготовке специалистов. Система высококвалифицированного обучения в бывшем СССР была построена на следующих предпосылках:
– общество имеет неограниченное число рабочих мест и каждый может выбрать работу по способностям и квалификации;
– государство гарантирует каждому профессиональную подготовку и рабочее место.
Чрезмерно централизованная система высшего образования в силу своей негибкости способствовала тому, что в общем-то хорошие принципы оказались далекими от практического осуществления. В настоящее время, в связи с переходом предприятий на рыночные отношения, высшее образование переживает сложный период. Регулярная помощь предприятий учебным заведениям в укреплении и расширении учебной и материальной базы резко сократилась. Осложнились взаимоотношения в вопросах планирования подготовки специалистов, организации производственной практики и трудоустройства выпускников, все это напрямую сказывается на стабильности работы образовательных учреждений и качестве подготовки квалифицированных специалистов. Контингент охватываемый высшим образованием, составляют главным образом молодежь. Именно она оказалась сегодня в особенно сложном положении. Не имея достаточного жизненного опыта, они (молодые люди) часто не способны разобраться в происходящем, найти свое место в изменяющемся обществе.
Основным направлением реформы высшего образования является обновление содержания, координация работы с Федеральной службой занятости, Министерством труда, Комитетом по делам молодежи. Сегодня учебные заведения стремятся удовлетворить потребности личности в образовании при том условии, что выпускник не обязательно будет работать по данной профессии, но с полученным образованием сам может найти себе работу.
Федеральная политика в области высшего образования в большей мере осуществляется с учетом запросов регионов, одновременно усиливается и координирующая функция федеральных органов. Переход России к рыночной экономике сопровождается кризисом в области занятости требует построения признанной во всем мире системе непрерывного образования населения, в том числе и открытой динамично развивающейся системы непрерывного образования, соответствующей потребностям личности на различных этапах духовного и профессионального развития потребностей социальных и экономических структур регионов. Образование неизбежно должно будет стать глубоко интегрированной многоуровневой системой. Системой, которая будет обеспечивать органическую преемственность с общим образованием как между разными своими ступенями, этапами по вертикали (до профессиональная подготовка, начальное, среднее профессиональное, высшее и последипломное образование), так и между различными его формами, звеньями и учебными заведениями по горизонтали. Актуальной является идея интеграции учебных программ начального, среднего профессионального и высшего образования.
Такая интеграция эффективна во многих отношениях. Она отвечает интересам молодежи, четко определяющейся в своих профессиональных намерениях, позволяет сократить сроки обучения и тем самым снизить расходы на высшее образование. Важным фактором интеграции содержания высшего образования является образование взаимосвязи по вертикали, учебные заведения начинают дифференцировать обучение студентов по срокам и уровням образования в зависимости от их желания и возможностей. Для нас сегодня это пока непривычно. Мы привыкли к жесткому стандарту: если колледж – то надо обязательно учить три – четыре года, вуз – пять-шесть лет. Но в свободном обществе и высшее образование должно быть разнообразным, а точнее многообразным.