Меню сайта
Формы работы с персоналом и необходимость улучшения качественного состава персонала
- задачами, вытекающими из целей организации или подразделения, которые оно должно решать;
- критериями эффективности выполнения работ, вытекающими из этих задач.
Любая должность имеет свое наименование, которое отражает содержание и характер работы, выполняемой лицом, занимающим эту должность. Это наименование состоит из базового элемента и дополнительных сведений о сфере деятельности, ее содержании, месте и времени осуществления, стоящих как до базового элемента, так и после него.
По характеру трудовых функций должности внутри организации подразделяются на четыре группы: рабочие, служащие, специалисты, руководители.
В нашем случае стоит обратить внимание на категорию специалистов. К ней относятся лица, имеющие высшее или среднее профессиональное образование - экономисты, юристы, бухгалтеры, инженеры, программисты, занятые разработкой вариантов решений отдельных производственных и управленческих проблем, выбор и принятие которых входит в компетенцию руководителей. В наименование должностей специалистов входит категория их квалификации: " старший " , " ведущий " , " главный " .
Так, старший специалист, наряду с исполнением своих обычных обязанностей специалиста, может руководить группой коллег - рядовых исполнителей, не выделенной в самостоятельное подразделение. Это руководство не имеет административного характера, а сводится преимущественно к координации и консультированию. Старший специалист может быть также единоличным ответственным исполнителем какой-то работы, не имеющим подчиненных.
Ведущий специалист выполняет те
же обязанности, что и старший, но осуществляет еще и методическое руководство, а главный - координирует работу ведущих и старших специалистов.
Решения руководителей и рекомендации специалистов воплощают в практику исполнители, имеющие узкую конкретную профессионально-техническую подготовку в соответствующей сфере производственной, управленческой или иной деятельности. В их составе выделяется группа технических исполнителей, обслуживающих руководителей и специалистов. В нее входят секретари, машинистки, лаборанты, занимающиеся получением, технической обработкой, хранением, выдачей информации, необходимой для принятия управленческих решений.
Каждая должность, предусмотренная штатным расписанием - документом, утверждаемом первым руководителем и содержащим сведения о численности работников соответствующих категорий (штатных единицах) по каждой должности, наименованиях должностей, должностных окладах и надбавках к ним, должна быть снабжена должностной инструкцией.
Любая должность обладает определенной властью. Это означает, что должностное лицо способно влиять на окружающих с целью подчинить их своей воле. Власть должности есть формальная власть. Она обусловлена официальным местом лица, ее занимающего, в структуре управления организацией и измеряется либо числом подчиненных, которые прямо или косвенно обязаны подчиниться его распоряжениям, либо объемом материальных ресурсов, которыми данное лицо может без согласования с другими распоряжаться.
Многие современные специалисты в той или иной степени занимаются разработкой модели специалиста. Наличие такой модели в организации может либо помочь работнику продвинуться вперед в его деловой карьере, если он по всем показателям соответствует этой модели, либо блокировать развитие карьеры, если сотрудник с точки зрения организации неперспективен.
Модель специалиста (схема1.1) - это динамическая система свойств и качеств, необходимых квалифицированному работнику для оптимального выполнения профессиональных функций в рыночных условиях хозяйствования.
В период относительно медленного развития общества, науки, техники, когда под любую подготавливаемую в учебном заведении специальность создавалось соответствующее рабочее место практически без учета потребности в нем, идеал специалиста складывался эмпирически, с ориентацией на уже действующих работников. В условиях же быстрых перемен такой подход непригоден. Организация не хочет нанимать человека, который только отчасти удовлетворяет ее потребность в рабочей силе.
Обще-науч- ная |
Обще-эконо-мичес-кая |
Специ-альная | ||||||
Знания |
Умения |
Навыки |
Знания |
Умения |
Навыки |
Знания |
Умения |
навыки |
Паспорт специалиста | ||||||||