Показатели

1997 г.

1998 г.

Кол-во ГТД (шт.)

Стоимость товаров (тыс.дол. США)

Кол-во ГТД (шт.)

Стоимость товаров (тыс. дол. США)

Экспорт всего

В том числе:

- по бартерным сделкам

- с паспортом сделки*

Импорт всего

В том числе:

- по бартерным сделкам

- с паспортом сделки

10412

2823

4358

10057

1354

214

546736,3

141541,7

325384,0

421145,3

127912,2

29528,8

7496

1854

3105

8307

566

368

520774,8

133136,7

300631,7

407821,5

93110,7

50778,5

* Оформление паспорта сделки означает, что оплата вывозимого (ввозимого ) товара будет осуществляться в иностранной валюте.

На первый взгляд, данные табл. 2.2 говорят о спаде внешнеэкономической деятельности в зоне деятельности Орской таможни в 1998 году. На это повлиял августовский кризис 1998 г.

Внешнеэкономическая деятельность России, в том числе и в зоне деятельности Орской таможни, за период с 1995 по 1998 гг. заметно активизировалась. Об этом говорит существенное увеличение (на 60,2 % ) в 1998 году по сравнению с 1995 годом количества участников внешнеэкономической деятельности (см. табл. 2.3).

Количество автомобилей, ввезенных физическими лицами и прошедших таможенную очистку в Орской таможне в 1998 году, заметно сократилось по сравнению с 1997 годом (см. табл. 2.4).

Таблица 2.3

Динамика количества участников внешнеэкономической деятельности в зоне деятельности Орской таможни в 1995 - 1998 гг.

Годы

Количество участников внешнеэкономической деятельности (шт.)

1995

627

1996

816

1997

1031

1998

1005

Таблица 2.4

Динамика таможенной очистки автомобилей в Орской таможне в 1997-1998 гг.

Годы

Количество автомобилей, прошедших таможенную очистку

1997

1840

1998

1023

Из табл. 2.4 видно, что количество автомобилей, прошедших таможенную очистку в Орской таможне в 1998 году, сократилось по сравнению с 1997 годом более, чем на половину (на 55,6 %) . Но этот показатель вовсе не говорит об уменьшении количества авто­мобилей, ввозимых физическими лицами на таможенную территорию Российской Федерации. Анализ положения дел в этом направлении показывает, что за последние полтора года участились случаи ввоза автомобилей с нарушениями таможенных правил. Это в пер­вую очередь связано с ужесточением таможенного контроля автомо­билей, ввозимых физическими лицами (изменен порядок контроля их таможенной стоимости, изменены ставки таможенного налого­обложения) . Эти меры, с одной стороны защищают интересы отече­ственных производителей, а с другой стороны, в какой-то степе­ни ущемляют права российских покупателей, так как автомобили отечественных марок по-прежнему неконкурентноспособны на миро­вом рынке и цены на них по России гораздо выше, чем за рубежом, и выше, чем на автомобили иностранных марок. Все вышесказанное касается в первую очередь подержанных автомобилей, так как боль­шинство физических лиц ввозит именно

их. У

частники внешнеэкономической деятельности в большинстве случаев заключают контракты в зоне деятельности Орской таможни со следующими странами:

а) страны СНГ: Казахстан, Узбекистан, Таджикистан, Кыргызстан, Украина, Беларусь;

б) страны дальнего зарубежья: Китай, Япония, Финляндия, Нидерланды, Великобритания, Италия, Таиланд.

Структура таможенной системы Российской Федерации представлена на схеме 2.1. Организационная структура Орской таможни дана на схеме 2.2.

Схема 2.1. Структура таможенной системы Российской Федерации

Б л о к 1 Б л о к 2 Б л о к 3

Схема 2.2. Организационная структура Орской таможни

При построении системы таможенных органов используются количественный, функциональный и территориальный принципы.

Количественный принцип выражается в том, что все норматив­ные акты Государственного таможенного комитета и регионального таможенного управления объединяет единая политика, направлен­ная на формирование оптимального количества подразделений и заполнение их оптимальной численностью штатных единиц, доста­точных для выполнения поставленных задач и функций. Оптималь­ное количество и оптимальная численность в данном случае озна­чают количество и численность, достаточные для обеспечения нор­мального режима и ритма работы без физических и моральных пере­грузок, ведущих к снижению ее эффективности, но с полной отда­чей сил должностных лиц любого уровня.

Функциональный принцип отражается в объединении должност­ных лиц любого таможенного органа в подразделения, а подразделений - в блоки в соответствии с их функциями таким образом, чтобы отсутствовало дублирование функций разными подразделения­ми или разными блоками. Например, контролем таможенной стоимос­ти и валютным контролем занимается в таможне только отдел тамо­женной стоимости и валютного контроля; сбор и учет таможенных платежей осуществляет исключительно отдел таможенных платежей. И так далее.

При описании территориального принципа в первой главе ди­пломной работы был приведен пример сети почтовых отделений. Аналогичным образом строится сеть таможенных органов. Каждое региональное управление охватывает один из регионов России, таможня - один из городов или одну из областей, таможенный пост - один из районов. Задачи же и функции таможенных управ­лений, таможен и таможенных постов соответственно, в принципе, идентичны, за некоторым исключением, связанным с местными осо­бенностями - таможня может быть пограничной и внутренней, мо­жет контролировать перемещение товара железнодорожным, морским, воздушным или трубопроводным транспортом; регионы России разли­чаются между собой по экономическим, политическим, климатичес­ким и другим признакам, которые накладывают определенный отпе­чаток на функции таможенного органа. Представим все описанные выше принципы департаментализации таможенной системы на конкретных примерах (см. схемы 2.1 и 2.2).

I. Функциональный принцип.

В Орской таможне 27 подразделений, условно объединяемые в пять крупных блоков, каждый из которых курирует отдельный заместитель начальника таможни:

1). Финансово-экономический блок под руководством замести­теля начальника таможни по экономическим вопросам состоит из следующих подразделений:

- отдел таможенной стоимости и валютного контроля;

- отдел таможенных платежей;

- отдел таможенной статистики и анализа;

- отдел таможенной инспекции;

- группа АСУ;

- группа по работе с конфискатами и взиманию штрафов;

- отдел бухгалтерского учета и контроля.

2). Блок таможенного оформления под руководством первого заместителя начальника таможни включает в себя:

- отдел таможенного оформления и таможенного контроля № 1;

- отдел таможенного оформления и таможенного контроля № 2;

- отдел нетарифного и экспортного контроля;

- отдел товарной номенклатуры и происхождения товаров.

3) . Правоохранительный блок под руководством заместителя

начальника таможни по правоохранительной работе представлен:

- отделом по борьбе с таможенными правонарушениями;

- отделом по борьбе с контрабандой наркотиков;

- отделом таможенных расследований;

- отделом дознания;

- отделом таможенной охраны;

- юридическим отделом.

4). Кадровый блок под руководством заместителя начальника

таможни по работе с личным составом объединяет следующие подразделения:

- отдел кадров;

- инспекцию по работе с личным составом;

- отдел подготовки кадров;

- отдел социального развития.

5). К блоку околотаможенной инфраструктуры относятся:

- отдел капитального строительства и эксплуатации таможен­ных объектов;

- автотранспортная группа.

Этот блок подчиняется заместителю начальника таможни по капитальному строительству.

В таможне существуют подразделения, которые в блоки не объединены. Это отдел собственной безопасности, отдел документационного обеспечения и специальной информации, отдел по конт­ролю за доставкой товаров, группа технических средств таможен­ного контроля и связи.

II. Территориальный принцип.

В таможенную систему Российской Федерации включено 13 ре­гиональных таможенных управлений, созданных в соответствии с этим принципом; в их названии присутствует название одного из регионов России:

- Башкирское таможенное управление;

- Восточно-Сибирское таможенное управление;

- Дагестанское таможенное управление;

- Дальневосточное таможенное управление;

- Западное таможенное управление;

- Калининградское таможенное управление;

- Московское таможенное управление;

- Поволжское таможенное управление;

- Северо-Западное таможенное управление;

- Северо-Кавказское таможенное управление;

- Татарское таможенное управление;

- Уральское таможенное управление.

Кроме того, разветвление таможенной системы на региональ­ные таможенные управления может служить примером и функциональ­ного принципа, так как помимо показанных выше 13 таможенных управлений существуют еще 4, в названии которых присутствует одна из функций таможенных органов или околотаможенной инфра­структуры :

- региональное таможенное управление по борьбе с таможен­ными правонарушениями;

- региональное таможенное управление по материально-тех­ническому обеспечению таможенных учреждений;

- региональное таможенное управление по капитальному стро­ительству объектов таможенных учреждений;

- региональное таможенное управление по эксплуатации и со­циальному развитию таможенных объектов.

Орской таможне подчинены пять таможенных постов, которые представлены в таблице 2.5.

Таблица 2.5

Таможенные посты Орской таможни

№ п/п

Таможенный пост

Зона деятельности

1

Адамовский

Адамовский и Кваркенский районы

2

Домбаровский

Домбаровский район

3

Медногорский

Кувандыкский район

4

Новотроицкий

Город Новотроицк

5

Светлинский

Светлинский район

III. Количественный

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5