Меню сайта
Показатели
1997 г.
1998 г.
Кол-во ГТД (шт.)
Стоимость товаров (тыс.дол. США)
Кол-во ГТД (шт.)
Стоимость товаров (тыс. дол. США)
Экспорт всего
В том числе:
- по бартерным сделкам
- с паспортом сделки*
Импорт всего
В том числе:
- по бартерным сделкам
- с паспортом сделки
10412
2823
4358
10057
1354
214
546736,3
141541,7
325384,0
421145,3
127912,2
29528,8
7496
1854
3105
8307
566
368
520774,8
133136,7
300631,7
407821,5
93110,7
50778,5
* Оформление паспорта сделки означает, что оплата вывозимого (ввозимого ) товара будет осуществляться в иностранной валюте.
На первый взгляд, данные табл. 2.2 говорят о спаде внешнеэкономической деятельности в зоне деятельности Орской таможни в 1998 году. На это повлиял августовский кризис 1998 г.
Внешнеэкономическая деятельность России, в том числе и в зоне деятельности Орской таможни, за период с 1995 по 1998 гг. заметно активизировалась. Об этом говорит существенное увеличение (на 60,2 % ) в 1998 году по сравнению с 1995 годом количества участников внешнеэкономической деятельности (см. табл. 2.3).
Количество автомобилей, ввезенных физическими лицами и прошедших таможенную очистку в Орской таможне в 1998 году, заметно сократилось по сравнению с 1997 годом (см. табл. 2.4).
Таблица 2.3
Динамика количества участников внешнеэкономической деятельности в зоне деятельности Орской таможни в 1995 - 1998 гг.
Годы |
Количество участников внешнеэкономической деятельности (шт.) |
1995 |
627 |
1996 |
816 |
1997 |
1031 |
1998 |
1005 |
Таблица 2.4
Динамика таможенной очистки автомобилей в Орской таможне в 1997-1998 гг.
Годы |
Количество автомобилей, прошедших таможенную очистку |
1997 |
1840 |
1998 |
1023 |
Из табл. 2.4 видно, что количество автомобилей, прошедших таможенную очистку в Орской таможне в 1998 году, сократилось по сравнению с 1997 годом более, чем на половину (на 55,6 %) . Но этот показатель вовсе не говорит об уменьшении количества автомобилей, ввозимых физическими лицами на таможенную территорию Российской Федерации. Анализ положения дел в этом направлении показывает, что за последние полтора года участились случаи ввоза автомобилей с нарушениями таможенных правил. Это в первую очередь связано с ужесточением таможенного контроля автомобилей, ввозимых физическими лицами (изменен порядок контроля их таможенной стоимости, изменены ставки таможенного налогообложения) . Эти меры, с одной стороны защищают интересы отечественных производителей, а с другой стороны, в какой-то степени ущемляют права российских покупателей, так как автомобили отечественных марок по-прежнему неконкурентноспособны на мировом рынке и цены на них по России гораздо выше, чем за рубежом, и выше, чем на автомобили иностранных марок. Все вышесказанное касается в первую очередь подержанных автомобилей, так как большинство физических лиц ввозит именно
их. У
частники внешнеэкономической деятельности в большинстве случаев заключают контракты в зоне деятельности Орской таможни со следующими странами:
а) страны СНГ: Казахстан, Узбекистан, Таджикистан, Кыргызстан, Украина, Беларусь;
б) страны дальнего зарубежья: Китай, Япония, Финляндия, Нидерланды, Великобритания, Италия, Таиланд.
Структура таможенной системы Российской Федерации представлена на схеме 2.1. Организационная структура Орской таможни дана на схеме 2.2.
Схема 2.1. Структура таможенной системы Российской Федерации
Б л о к 1 Б л о к 2 Б л о к 3
Схема 2.2. Организационная структура Орской таможни
При построении системы таможенных органов используются количественный, функциональный и территориальный принципы.
Количественный принцип выражается в том, что все нормативные акты Государственного таможенного комитета и регионального таможенного управления объединяет единая политика, направленная на формирование оптимального количества подразделений и заполнение их оптимальной численностью штатных единиц, достаточных для выполнения поставленных задач и функций. Оптимальное количество и оптимальная численность в данном случае означают количество и численность, достаточные для обеспечения нормального режима и ритма работы без физических и моральных перегрузок, ведущих к снижению ее эффективности, но с полной отдачей сил должностных лиц любого уровня.
Функциональный принцип отражается в объединении должностных лиц любого таможенного органа в подразделения, а подразделений - в блоки в соответствии с их функциями таким образом, чтобы отсутствовало дублирование функций разными подразделениями или разными блоками. Например, контролем таможенной стоимости и валютным контролем занимается в таможне только отдел таможенной стоимости и валютного контроля; сбор и учет таможенных платежей осуществляет исключительно отдел таможенных платежей. И так далее.
При описании территориального принципа в первой главе дипломной работы был приведен пример сети почтовых отделений. Аналогичным образом строится сеть таможенных органов. Каждое региональное управление охватывает один из регионов России, таможня - один из городов или одну из областей, таможенный пост - один из районов. Задачи же и функции таможенных управлений, таможен и таможенных постов соответственно, в принципе, идентичны, за некоторым исключением, связанным с местными особенностями - таможня может быть пограничной и внутренней, может контролировать перемещение товара железнодорожным, морским, воздушным или трубопроводным транспортом; регионы России различаются между собой по экономическим, политическим, климатическим и другим признакам, которые накладывают определенный отпечаток на функции таможенного органа. Представим все описанные выше принципы департаментализации таможенной системы на конкретных примерах (см. схемы 2.1 и 2.2).
I. Функциональный принцип.
В Орской таможне 27 подразделений, условно объединяемые в пять крупных блоков, каждый из которых курирует отдельный заместитель начальника таможни:
1). Финансово-экономический блок под руководством заместителя начальника таможни по экономическим вопросам состоит из следующих подразделений:
- отдел таможенной стоимости и валютного контроля;
- отдел таможенных платежей;
- отдел таможенной статистики и анализа;
- отдел таможенной инспекции;
- группа АСУ;
- группа по работе с конфискатами и взиманию штрафов;
- отдел бухгалтерского учета и контроля.
2). Блок таможенного оформления под руководством первого заместителя начальника таможни включает в себя:
- отдел таможенного оформления и таможенного контроля № 1;
- отдел таможенного оформления и таможенного контроля № 2;
- отдел нетарифного и экспортного контроля;
- отдел товарной номенклатуры и происхождения товаров.
3) . Правоохранительный блок под руководством заместителя
начальника таможни по правоохранительной работе представлен:
- отделом по борьбе с таможенными правонарушениями;
- отделом по борьбе с контрабандой наркотиков;
- отделом таможенных расследований;
- отделом дознания;
- отделом таможенной охраны;
- юридическим отделом.
4). Кадровый блок под руководством заместителя начальника
таможни по работе с личным составом объединяет следующие подразделения:
- отдел кадров;
- инспекцию по работе с личным составом;
- отдел подготовки кадров;
- отдел социального развития.
5). К блоку околотаможенной инфраструктуры относятся:
- отдел капитального строительства и эксплуатации таможенных объектов;
- автотранспортная группа.
Этот блок подчиняется заместителю начальника таможни по капитальному строительству.
В таможне существуют подразделения, которые в блоки не объединены. Это отдел собственной безопасности, отдел документационного обеспечения и специальной информации, отдел по контролю за доставкой товаров, группа технических средств таможенного контроля и связи.
II. Территориальный принцип.
В таможенную систему Российской Федерации включено 13 региональных таможенных управлений, созданных в соответствии с этим принципом; в их названии присутствует название одного из регионов России:
- Башкирское таможенное управление;
- Восточно-Сибирское таможенное управление;
- Дагестанское таможенное управление;
- Дальневосточное таможенное управление;
- Западное таможенное управление;
- Калининградское таможенное управление;
- Московское таможенное управление;
- Поволжское таможенное управление;
- Северо-Западное таможенное управление;
- Северо-Кавказское таможенное управление;
- Татарское таможенное управление;
- Уральское таможенное управление.
Кроме того, разветвление таможенной системы на региональные таможенные управления может служить примером и функционального принципа, так как помимо показанных выше 13 таможенных управлений существуют еще 4, в названии которых присутствует одна из функций таможенных органов или околотаможенной инфраструктуры :
- региональное таможенное управление по борьбе с таможенными правонарушениями;
- региональное таможенное управление по материально-техническому обеспечению таможенных учреждений;
- региональное таможенное управление по капитальному строительству объектов таможенных учреждений;
- региональное таможенное управление по эксплуатации и социальному развитию таможенных объектов.
Орской таможне подчинены пять таможенных постов, которые представлены в таблице 2.5.
Таблица 2.5
Таможенные посты Орской таможни
№ п/п |
Таможенный пост |
Зона деятельности |
1 |
Адамовский |
Адамовский и Кваркенский районы |
2 |
Домбаровский |
Домбаровский район |
3 |
Медногорский |
Кувандыкский район |
4 |
Новотроицкий |
Город Новотроицк |
5 |
Светлинский |
Светлинский район |
III. Количественный