Меню сайта
Достижима ли универсальность определения малого и среднего бизнеса?
В последние 10-15 лет малые и средние предприятия стали привлекать к себе все более пристальное внимание как исследователей, ученых-экономистов, так и политиков в различных странах. Все более широкое признание получает способность предприятий малого и среднего бизнеса вносить существенный вклад в решение проблем занятости и повышения конкурентоспособности целых отраслей^. В связи с этим усиливается интерес как к изучению малых фирм, особенностей управления малым бизнесом, так и к анализу тенденций изменения состояния данного сектора экономики и формируется потребность в соответствующей информации.
В настоящее время есть уже ряд примеров крупномасштабных исследований по различным аспектам развития МСГР. Появляются такие исследования и в России^, а также в других странах Восточной Европы^. Однако полученные данные носят достаточно фрагментарный характер. Во многом это объясняется отсутствием единого подхода к определению малого и среднего предприятия.
Отдельные попытки как зарубежных^ так и отечественных исследователей выработать единое или обобщенное определение, по-видимому, заранее обречены на провал. В силу многообразия задач, для решения которых может потребоваться формальное определение малого и/или среднего предприятия, дифференцированности объективных внешних условий всегда будут появляться вариации на эту тему, соответствующие конкретным условиям и специфическим задачам. О практической неосуществимости такого рода задачи говорится в ряде работ^, при этом подчеркивается, что для разных целей могут использоваться (что и делается) различные определения.
Отметим также, что для решения одних задач необходимо строгое или формальное определение, для решения других - достаточно наличия общих согласованных подходов к пониманию содержания, стоящего за тем или иным понятием.
Учитывая реальный опыт и практику развития МСП в мире и в России, можно выделить следующие проблемные области, требую-
" Focus on SMEs. Panorama of EU Industry. - EUROSTAT, 1995, No 6, p. 61-69.
" PROMEESE Profiles of Management Excellence in European Small Enterprises. A European research project coordinated by the Industrial Training Authority of Cyprus. 25th European Small Business Seminar. September, 1995.
" Малый бизнес России. Проблемы и перспективы. Аналитический доклад. РАРМП. М., 1996; Мониторинг предпринимательства. Малый бизнес России: Адаптация к переходным условиям. - Предпринимательство в России, 1995, № 1,2
^ Kondratowicz A., Maciejewski W., Moravski L. Polish SMEs 94. Empirical Research 1992-1994. Warshaw, 1995.
^ Brooksbank R. Defining the Small Business: A New Classification of Company Size. - Entrepreneurship and Regional Development, 1991, No 3, p. 17-31.
" Focus on SMEs. Panorama of EU Industry; Stanworth J., Gray C. Bolton. 20 Years On: The Small Firm in 1990s. - Small Business Research Trust, National Westminster Bank, PCP, 1991; Storey D.J. Understanding the Small Business Sector. Routledge, 1994.
48
_Малый и средний бизнес: эволюция понятий и проблема определения
щие использования формального определения размера предприятия или неформального согласованного подхода (табл. 1).
Таблица 1
Проблемные области и использование формального/неформального подхода к определению малого и/или среднего предприятия
Проблемные области |
Формальный подход |
Неформальный подход |
Статистические наблюдения Разработка государственных программ поддержки малых предприятий Налогообложение Образование Исследования |
х х х х х |
х х х |