Сущность проблемы определения размера предприятия

Р. Бруксбэнк выделяет и анализирует следующие три составля­ющие проблемы определения размера предприятия^.

Что есть размер предприятия^ В разное время разными авто­рами предлагались такие варианты раскрытия понятия размера пред­приятия (организации), как, например, "масштабность операций" ("the scale of operations"), или "пределы организации (организационной структуры) и ее ответственности (задач)" ("the scope of an organisation and its responsibilities"). Наиболее часто в исследовательских целях использовали показатели "число занятых", "стоимость активов" или "годовой оборот" ("объем продаж") и др. Вследствие разнообразия подходов, к тому же варьирующихся по числовым значениям тех или иных показателей, участвующие в обсуждении проблем далеко не всегда имели и имеют в виду одно и то же, употребляя понятия мало­го и среднего бизнеса.

Как следует измерять размер предприятия? Даже если в каче­стве ответа на вопрос: "Что есть размер предприятия?" выбирают­ся те или иные критерии измерения размера (что вряд ли является действительно ответом на поставленный вопрос!), то использование различных численных параметров в качестве границ изменения выб­ранных критериев неизбежно обусловливает проблему сопоставимос­ти на различных уровнях сравнительного анализа. Однако в зависи­мости от выбранного критерия одна и та же компания может быть одновременно отнесена к крупным, средним или малым предприятиям, так, например, рекламная фирма с огромным оборотом, относительно средним масштабом операций и с небольшим числом сотрудников. То, что считается "средним" для одной отрасли или одного сегмента рынка, может быть отнесено к "малому" или "крупному" в другом контексте. Сравним, например, оборот фирм в музыкальной индуст­рии, бизнес-образовании и в промышленности, строительстве, или понятия "масштабность операций" для России и Люксембурга.

* Focus on SMEs. Panorama of EU Industry.

" Brooksbank R. Defining the Small Business: A New Classification of Company Size.

50

Малый и средний бизнес: эволюция понятий и проблема определения

Где проходит линия раздела? Даже после решения вопросов: "Что есть размер?" и "Как его следует измерять?" - все еще будет оставаться нерешенным вопрос: "Где проходит линия, разделяющая малые, средние и крупные фирмы?". К. Грэй и Дж. Стэнуорт делают следующий вывод по этому поводу: "Никакое универсальное опреде­ление малого предприятия не сможет быть достаточным для всех за­дач. Мойщик окон, независимый магазин с двумя работниками, фер­мер с 300-ми акрами земли, одним наемным рабочим и трактором или каким-нибудь другим оборудованием, швейная фабрика с 50-ю со­трудниками - все они сталкиваются с общими проблемами, отличны­ми от проблем транснациональных корпораций. Необходимо не столько иметь для всех задач универсальное определение, точно отделяющее малое предприятие от крупного, сколько сделать полезные обобще­ния о малых и крупных предприятиях"^.