Меню сайта
Меры по охране и экономному расходованию водных ресурсов.
В настоящее время из общего количества сточных вод механической очистки подвергается 68% всех стоков, физико-химической—3, биологической—29%. Для повышения качества очищаемых стоков предполагается в перспективе повысить долю биологических методов до 80 %.
В отдельных отраслях промышленности, например в целлюлозно-бумажной и нефтехимической, затраты на очистку достигают 25% всех производственных затрат. Однако с повышением степени очистки до 98—99% стоимость очистных сооружений увеличивается в несколько раз. В настоящее время себестоимость очистки составляет в среднем 7,5 к./м3.
Мероприятия по борьбе с загрязнением водоемов наряду со строительством очистных сооружений связаны с совершенствованием технологических процессов, при которых можно частично или полностью исключить сброс загрязненных стоков. Перспективным является использование пригодных по своему составу сточных вод для орошения в сельском хозяйстве.
Увеличение ассигнований на охрану водных ресурсов реализовалось в более быстром наращивании мощностей очистных сооружений по сравнению с объемом стоков, нуждающихся в очистке. На показатели работы водо-охранных комплексов влияют объемы государственных капитальных вложений, выделенных на эти цели, качество строительства и эксплуатации этих комплексов, а также уровень проектного решения. Следует отметить, что подрядные организации строительных министерств систематически не выполняют плановые задания, не обеспечивают своевременный ввод в действие очистных сооружений, допускают низкое качество строительно-монтажных работ, отступления от проектов, нарушения строительных норм и правил.
Важным фактором повышения эффективности водо-охранной деятельности является улучшение использования очистных сооружений непосредственно на предприятиях, что возможно за счет сокращения сроков освоения очистных сооружений, более полного их использования, строгого соблюдения технологии очистки.
Основным рыночным, методом регулирования природоохранной деятельности является плата за загрязнение.
Выделяются два вида платы за единицу выбросов и плата за пользование общественными очистными сооружениями. Уровень платы в первом случае определяется желаемым качеством среды. Механизм подобной платы автоматически обеспечивает оптимальное распределение ресурсов. Плата за использование очистных сооружений включает основную плату за сброс нормативных сточных вод, дополнительную плату за сверхнормативный сброс, плату за транспортировку воды и плату за обслуживание водной инспекцией.
Для оценки загрязнения речных вод используется показатель условного загрязнения.
Размер платы зависит от возраста очистных сооружений, способности водоемов к самоочищению, а также состава стоков.
Механизм плат наиболее эффективен в условиях чистой конкуренции, когда каждая фирма стремится минимизировать затраты на единицу выпуска. В условиях монополий фирмы могут не ставить себе такой цели, поэтому в монополизированных отраслях получают преимущества методы прямого административного регулирования.