Меню сайта
Мотивация коммерческих банков и страховых организаций (как внутренних, так и внешних) к инвестированию.
В свете всего вышесказанного, возникает необходимость создания системы мотивации внутренних и внешних коммерческих банков и страховых организаций к инвестированию различных проектов. Мотивация, как известно, должна быть двусторонней и обращенной как в сторону общей прибыльности банка или страховых организаций, так и в сторону конкретно взятого человека, а также учитывать взаимовыгодность желаний финансового роста государства и банка (страховой организации).
Так, со стороны государственных интересов, система мотивации может быть представлена в данном случае, целесообразностью материального вознаграждения специалистов, осуществляюших выбор инновационного проекта, а также постановкой данного вознаграждения в зависимость от конечного результата - реализации выбранного проекта на рынке. Для этого оплату их труда можно разделить на две части: первую - заработную плату за оценку проектов и вторую - вознаграждение от выручки за реализацию нововведения. Это позволит привлечь наиболее квалифииированных специалистов и повысить их объективность в выборе проектов, поскольку они материально будут заинтересованы в успешной реализации, увеличении прибыли и продлении срока производства инноваций.
В отношении коллектива экспертов, рекомендовавших к финансированию проект, не получивший завершение по их вине, впредь должен действовать запрет на участие в подготовке экспертных заключений. Реализация этой меры возможна через обязательную рассылку инновационным фондом аудиторским фирмам, имеющим лицензию на аудит технических проектов и списка экспертов, работающих над таким проектом.
Что же касается мотивации коммерческих банков или страховых организаций, то тут проблема имеет немного иной характер. В настоящее время требуется не только повысить эффективность ислользования дефицитных бюджетных средств, но и усилить роль других источников финансирования инновационного процесса: кредитных ресурсов коммерческих банков, страховых организаций, внебюджетных фондов, а также зарубежных кредитов и инвестиций. Осуществить это можно лишь при изменении практики хозяйствования. Так, чтобы привлечь коммерческие банки и страховые организации к кредитованию инноваций, целесообразно уменьшить ставки налога на прибыли, получаемые ими от реализации проектов, вдвое, а то и ниже. Кроме того, следует поставить льготу ставки рефинансирования в зависимость от доли средств коммерческих банков в финансировании проекта. Это позволит активизировать банки в кредитовании, заставит их искать пути к коолерации для решения проблемы привлечения значительных сумм на сроки более года.
Но только такие меры в условиях инфляции не смогут создать устойчивой заинтересованности у коммерческих банков и страховых организаций к финансированию нововведений. Их необходимо дополнить механизмом индексации кредита в соответствии с темпом инфляции. Так, например, основными направлениями денежно-кредитной политики Белоруссии на 1994 г. (для достижения положительного значения величины процентных ставок Национальным банком) установлена плавающая ставка рефинансирования, соответствующая уровню инфляции за предшествующий месяц. (При этом уровень инфляции принято измерять по индексу розничных цен.) Однако такой механизм неэффективен с точки зрения развития инновационного процесса и, как результат, для необходимой в этой связи структурной реорганизации части фирмы, то есть для структурной перестройки. Причина в том, что, согласно действующему порядку учета затрат на производство, оплата долгосрочных кредитов со сроком более года не включается в себестоимость продукции и осуществляется предприятиями за счет прибыли, остающейся в их распоряжении.