Меню сайта
Секвестр как инструмент лечения бюджетного дефицита (опыт США)
В случае, если расходы по дискреционным статьям превышают заранее установленные конгрессом лимиты, приводится в действие механизм секвестирования - равномерного уменьшения расходов и ассигнований по этим статьям, за исключением специально оговоренных законом. Административно-бюджетное управление обязано произвести расчеты, показывающие необходимость (или отсутствие необходимости) секвестра, и представить об этом доклад президенту и конгрессу. Те же расчеты самостоятельно должно выполнить Бюджетное управление при конгрессе, а при расхождении в результатах директор АБУ обязан объяснить их причины.
На основании расчетов АБУ президент издает указ о секвестировании, а ГКФУ проверяет соответствие производимых действий законодательству. Каждый год АБУ готовит по три доклада о секвестировании: предварительный - в момент представления бюджетного проекта в конгресс, текущий - в августе и заключительный доклад - к завершению сессии конгресса осенью каждого года.
Из трех попыток конгресса (1985, 1987 и 1990 гг.) создать действенный законодательный механизм уменьшения размеров бюджетного дефицита только третья представляется вполне реалистичной. Правда, и после 1990 года дефицит продолжал расти - до 290,4 млрд. долларов в 1992 финансовом году. Наступившее после этого
быстрое сокращение его размеров - до 107,3 млрд. долларов в 1996 финансовом году - объясняется, во-первых, достаточно умелым финансовым планированием администрации Клинтона, находящейся к тому же под постоянным давлением со стороны республиканского конгресса, сделавшего снижение дефицита своим центральным требованием; во-вторых, важнейшую роль сыграли политические причины
- распад СССР и окончание "холодной войны", снизившие убедительность мотивировок сторонников наращивания военных расходов.
Что же до полной ликвидации дефицита, которая была намечена на 2002 финансовый год, - то, во-первых, профицит был достигнут уже в прошлом году (важно, является ли эта ситуация устойчивой, или она вызвана лишь определёнными конъюнктурными недолгосрочными изменениями), во-вторых, к этому времени сменятся и президент, и конгресс, а у новых политиков могут быть и самостоятельные взгляды на необходимость форсировать этот процесс. Затруднения же с его проведением экономисты предсказывают уже сегодня.