Меню сайта
Маркетинг образовательных услуг.
В России активно идущая коммерциализация образования (в силу льготного налогообложения) определила проблему маркетинга уже в практическом плане, в том числе - перед государственными учреждениями [6]. Российская экономика подошла к "точке маркетинга" так быстро в связи с резким падением платежеспособного спроса населения и обнищанием предприятий. Вместе с тем спрос на образование имеет весьма значительные перспективы для развития по прогнозам на 2000 год НИИ проблем высшей школы. Увеличение приема в вузы за последние годы в пределах от 10 до 30% по Калининградской, Вологодской, Тамбовской, Саратовской, Оренбургской области, Алтайскому и Хабаровскому край: до 102 по Архангельской. Тверской, Тульской, Волгоградской, Астраханской, Иркутской, Читинской. Амурской и Кемеровской области. Чувашской, Удмуртской и Коми республики. Краснодарского и Ставропольского края - подтверждает данный прогноз. С учетом длительности цикла оказания образовательных услуг недопустимо ждать, когда этот спрос будет предъявлен в оформленном виде. К нему надо готовиться, его надо прогнозировать с учетом региональных и отраслевых сегментов и особенностей рынка.
Научно-технический прогресс создал небывалые возможности обогащения рынка; таким образом, родилась потребность формирования запросов потребителя, соответствующих открывающимся перспективам; на место рыночной стихии приходит регулирование отношений между производителями и потребителями, стратегия и тактика маркетинга [5].
Маркетинг, по существу, функционирует как систематическое детализированное, научно обоснованное изучение, формирование и управление потребительским спросом, проявляемым на индивидуальном, семейном, групповом, общегражданском уровнях. Маркетинг можно определить как систему регулирования отношений между производителем и потребителем в сфере образовательного рынка.
Образовательные услуги характерны также тем, что их потребитель, в отличие от покупателя товаров, должен обладать определенными личностными качествами (например, для получения большинства видов профессионального образования нужно иметь определенный уровень общего образования и т.п.). При этом для получения бесплатного образования не имеет значения уровень платежеспособности потребителя данной услуги, что принципиально важно для покупателя товара.
Важной с точки зрения маркетинга чертой образовательных услуг является то, что они производятся и потребляются одновременно. В этом смысле они похожи на услуги, оказываемые учреждениями культуры (просмотр фильма, концерта и т.п.). Но, в отличие от них, образовательная услуга - это всегда длительный, многоактный процесс, поддающийся планированию, регулированию и т.д.
Потребитель образовательной услуги обязательно участвует в производстве этой услуги. Без его активного интеллектуального участия процесс теряет смысл. Этот аспект особенно важно учитывать при маркетинговых исследованиях эффективности предоставляемых бесплатных и обязательных услуг. Если нет заинтересованности потребителя в таких услугах, результатом бывает, как правило, лишь пустая растрата средств и видимость бурной деятельности "на пользу обществу".
Чем маркетинг будет отличаться от традиционного и привычного планирования в системе государственного образования? Планирование образования как задача государственных органов управления столкнулось с неразрешимыми проблемами в силу внутренней противоречивости и усложнения социально-экономических процессов. Предписанный и регламентированный порядок получения образования, жестко определяющий жизненный путь человека, наталкивается на неприятие его личностью, стремящейся к реализации собственной жизненной стратегии, принимаемой в условиях выбора. Психологическое неприятие людьми планов органов управления, в основу которых часто был положен даже не государственный, а чисто ведомственный интерес, или надуманные идеологические фетиши, приказы и т.п., становилось все более очевидным. В условиях рынка человек начинает свой жизненный путь, следуя естественным обстоятельствам социальной жизни, испытывая разнообразные экономические, психологические и прочие воздействия социальной среды. Он сам становится ответственным за свой жизненный путь, выбирая субъективно предпочтительную возможность, не всегда объективно лучшую для реализации его личностных потенций и соответствующую потребностям социума, но и не навязанную извне. Таким образом, традиционное планирование оказывается несостоятельным, что требует обращения органов управления образованием к методам маркетинга, которые строятся на основе прогнозирования поведения различных субъектов сферы образовательных услуг.