Меню сайта
Маркетинг образовательных услуг.
Маркетинг образовательной сферы должен учитывать противоречивое взаимодействие, в котором активно проявляют себя следующие субъекты:
- конкретные потребители образовательных услуг, т.е. семья, первоначально выбирающая условия образования детей с точки зрения направленности, уровня, содержания, качества, объема дополнительных (кроме государственного бесплатного минимума) образовательных услуг; в дальнейшем, по мере взросления, таким потребителем, самостоятельно делающим выбор, становится сам молодой человек;
- образовательные учреждения, заинтересованные, как минимум, в сохранении или развитии и расширении объемов предоставляемых услуг, повышения их качества с целью улучшения условий труда работников и получении дополнительных источников дохода;
- непосредственные производители образовательных услуг, т.е. педагоги, заинтересованные в полноценном и эффективном использовании своего творческого и интеллектуального потенциала, улучшении условий труда и его оплаты;
- органы управления образованием, чья роль на рынке образовательных услуг заключается в организационном, финансовом, содержательном, методическом, кадровом и т.д. обеспечении деятельности образовательных учреждений государственной (муниципальной) принадлежности, контроле за соблюдением государственных стандартов образования в образовательных учреждениях всех форм собственности, создании условий для развития системы образования в регионе, городе, районе в соответствии с потребностями населения, хозяйственных субъектов и т.д.;
- хозяйственные субъекты и другие организации, выступающие в качестве работодателей и заинтересованные в рабочей силе определенного профиля и качества подготовки, культурного и интеллектуального уровня, играющие роль конечных (опосредованных) потребителей образовательных услуг. При этом крупные хозяйственные структуры часто сами имеют образовательные учреждения в своем подчинении или ведении, и должны, в перспективе, выступать непосредственными заказчиками тех или иных образовательных услуг.
Цели маркетинговой службы органов управления образованием можно определить следующим образом:
- удовлетворение образовательных потребностей населения на основе постоянного изучения тенденций их развития;
- наиболее полное и эффективное использование потенциала образовательных учреждений, отдельных поставщиков и исполнителей образовательных услуг;
- обеспечение роста объемов и улучшение качества предоставления образовательных услуг на рынке и получение более высокой прибыли как предпосылки для дальнейшего развития региональной образовательной системы;
- управление формированием индивидуальных образовательных потребностей для сближения их структуры с потребностями региона, основных субъектов хозяйственной деятельности.
Основными функциями службы маркетинга органов управления образованием являются:
- разработка краткосрочных и долгосрочных прогнозов на основе изучения конъюнктуры, опроса на образовательные услуги, реакции потребителя на появление новых видов услуг и возможностей их реализации, анализ тенденций рынка, мнений и требований потребителя;
- сбор и анализ действующих стандартов, норм и требований, в том числе международных, в отношении уровня, качества и структуры предоставляемых образовательных услуг;
- разработка и установление эффективной системы взаимодействия маркетинговых подразделений, образовательных учреждений и управленческих органов, основанной на учете меняющейся ситуации на рынке образовательных услуг и тенденций развития образовательных учреждений;