Меню сайта
Проблема качества подготовки специалистов.
В системе высшего образования бывшего СССР сложившаяся практика подготовки специалистов имела ряд существенных изъянов. Во-первых, вся система обучения и воспитания студентов была направлена на формирование определенных необходимых государству профессиональных навыков и качеств личности. Во-вторых, развитие самой системы жестко регламентировалось бюрократией. В-третьих, подготовка специалистов не учитывала интересы личности, ее наклонности, потребности в удовлетворении образовательных запросов. И, наконец, будучи жестко регламентированным, вузовское образование было не способно к саморазвитию, а значит, совершенствовалось в соответствии с уже сложившимися общественными потребностями, т.е. действовало не в режиме опережения, который определял прогресс, а было обречено на отставание [9].
Целесообразен эволюционный переход от сложившихся форм учебно-воспитательной и научно-педагогической деятельности к новым. Идеи слома старого, выживание до лучших времен слишком дорого обходятся обществу. Они чреваты снижением интеллектуального потенциала страны на длительный период. Вот почему наиболее приемлемой представляется идея дополнить существующие учебные программы новыми, построенными на основе многоуровневой системы подготовки и учитывающими мировой опыт и стандартизацию высшего профессионального образования.
Использование многоуровневой подготовки позволяет внести ряд существенных изменений в государственную политику Российской Федерации в области высшего образования. Во-первых, изменить приоритеты, вместо государства акцент делается на личность, предоставлении ей возможности удовлетворить индивидуальные потребности в образовании. Во-вторых, отстоять суверенность прав личности в выборе вуза, специальности и формы получения образования. В-третьих, интегрировать российские вузы в мировую систему высшего образования. В-четвертых, обеспечить непрерывность процесса образования и преемственность его ступеней. Как видно, многоуровневая система позволяет ликвидировать изъяны нашей традиционной вузовской системы. Кроме того, она более выгодна и самому государству, ибо позволяет вовлечь в социально-экономическую сферу лиц, прервавших образование на той или иной ступени, в соответствии с их образовательным уровнем.
Современные процессы в высшем образовании позволяют получить полное высшее профессиональное образование в двух видах: или в виде квалификации "дипломированный специалист" или в виде академической степени магистра. Лица, получающие степень магистра, проходят как бы два этапа: базовое высшее профессиональное образование (бакалавриат) и полное высшее профессиональное образование.
В сложившейся в прошлом системе вузовскою строительства уже присутствуют элементы многоуровневой системы: учебно-исследовательская работа студентов, курсовое и дипломное проектирование, перевод наиболее способных студентов на индивидуальные планы. Проблема заключается в том, чтобы развернуть все эти формы и методы организации учебно-воспитательного процесса и соответствии с современными реалиями в использовании специалистов с различным уровнем профессионального образования и мировой стандартизации образовательного процесса.
В условиях экономической и политической нестабильности в России молодежь не может на равных конкурировать с более опытными работниками и в первую очередь попадает под увольнение [11].
Положение усугубляется еще и тем, что выпускники получают свободные дипломы. Вследствие отмены в 1990 г. системы государственного централизованного распределения выпускников учебных заведений почти половина из них по окончании высших учебных заведений не в состоянии самостоятельно найти работу, а тем более работу по специальности. Данная группа составляет около 30 % безработной молодежи, зарегистрированной в центрах занятости.
До недавнего времени профориентации как составной части системы подготовки кадров рабочих и специалистов не уделяли достаточного внимания. Приводятся данные о том, что в связи с этим на работе по полученным профессиям закреплялись только около 20 % выпускников лицеев (ПТУ), 48 % – окончивших колледж (техникумы), 51 % - институты.
Замечено, также, что учебные программы в высших учебных заведений практически не учитывают требования рынка труда, которые возникают и со временем видоизменяются вследствие экономических и политических преобразований, осуществляемых в стране.
Отчетливо видно, что необходимы перемены в системе образования, которые способствовали бы повышению конкурентоспособности молодежи на рынке труда.
Система образования должна быть более гибкой, чутко улавливать изменения, происходящие непосредственно на рынке труда, а также в других сферах экономики как на региональном, так и на местном уровне. Учебные программы необходимо постоянно корректировать в соответствии с требованиями рынка, а также с учетом предложений самих предприятий.