Меню сайта
Проблема качества подготовки специалистов.
В экономике современной России важную роль играет финансово-банковская сфера деятельности. От ее эффективного функционирования в большой степени зависят прогресс экономики, успехи и неудачи проводимых в стране рыночных реформ [25].
Нормальное функционирование и перспективы развития финансово-банковской сферы во многом определяются уровнем профессионализма и компетентности тех специалистов, которые работают в ней.
Обладая глубокими знаниями, они должны быть способны принимать обоснованные решения даже в кризисных и экстремальных ситуациях. Таких специалистов сегодня явно не хватает России не только из-за чрезвычайно быстрого расширения финансово-банковских операций и создания множества новых организационных структур, но и потому, что экономические факультеты и вузы, длительное время ориентированные на подготовку кадров для централизованно планируемой экономики, не накопили достаточного опыта подготовки работников, отвечающих требованиям рынка. Если в кратчайшие сроки не изменить эту ситуацию, отрицательные последствия будут неизбежны.
Дефицит высококвалифицированных специалистов, особенно на руководящих постах, делает проблему подготовки кадров одной из острейших. Для ее решения нужна соответствующая система образования, которая, должна органично соединять в себе, с одной стороны, лучшие традиции отечественной высшей школы, а с другой — передовой зарубежный опыт, тем более что все условия для этого есть.
Система образования, в том числе финансово-банковского, длительное время была ориентирована на условия хозяйствования, принципиально отличающиеся от рыночных. Вот почему сегодня задачей первостепенной важности является создание принципиально новой по своему содержанию системы подготовки кадров для финансово-банковского сектора экономики. При этом чем глубже проникают в российскую экономику рыночные основы хозяйствования, тем острее становится необходимость ее решения.
Работа по реформированию существующей системы высшего, в том числе финансово-банковского образования, требует глубокого и всестороннего учета международного опыта, накопленного в этой области. Было бы не только легкомысленно, но и преступно не учесть того, что в экономически развитых странах Запада рыночные отношения существуют уже очень давно, в связи с чем система обучения наиболее соответствует рыночной экономике. Россия просто обязана взять все лучшее, что накоплено мировой практикой в области подготовки специалистов с высшим финансово-банковским образованием.
Правда, изучая и стремясь использовать опыт, накопленный другими странами, следует помнить, что практика постижения заграничных новаций сегодня должна претерпеть значительные изменения. В настоящее время изучение и перенесение на российскую почву лишь отдельных элементов международного опыта представляется явно недостаточным. Нужен системный подход. Ключ к решению этих задач - в переходе на такую систему образования, которая способна обеспечить подготовку специалистов, отвечающих современным мировым стандартам в области финансово-банковского образования.
Не редки случаи когда, при наличии свободных рабочих мест, возникают сложности в подборе необходимых кандидатов в следствии низкого качества их подготовки [18].
Высшая школа России, как и других бывших союзных республик, а теперь независимых государств, все сферы их социальной жизни не были готовы к темпам и характеру преобразований, которые мы наблюдаем. Поэтому ситуация такова, что наряду с новым, интересным проявляется много негативных сторон преобразований. Многие вузы обратились к чисто коммерческим сделкам. Возникает проблема: как найти разумную меру соотношения между коммерческими операциями, с одной стороны, и подготовкой специалистов и научной деятельностью, т.е. непосредственными задачами вузов, - с другой.
Одним из направлений реформирования российской высшей школы должно являться активное ее включение в мировую образовательную систему. Как и наука, образование по своей сути является интернациональным, оно отражает не только духовный, культурный уровень общества, но и степень адекватности реагирования на прогрессивные изменения, происходящие в деле просвещения.
Решение указанной проблемы видится в широкомасштабном внедрении международного сотрудничества. Современные модели межвузовского и регионального сотрудничества в области высшего образования радикально пересматриваются. Этому процессу способствуют стремительные события, происходящие в последнее время в мире.