Меню сайта
Результаты мониторинга, проведенного в школах Восточного Оренбуржья среди выпускников девятых и одиннадцатых классов
Опрос проводился в выпускных 9-х и 11-х классах по стандартной методике. Выпускникам было предложено по каждому вопросу сделать от одного до трех выборов предложенных вариантов.
Социально-демографические характеристики участников опрошенных вполне отражают параметры всей совокупности выпускников региона.
Планы и намерения выпускников относительно своего образования слагаются традиционно из 2 аспектов: с одной стороны, из наличия или отсутствия ориентации на продолжение образования, а с другой стороны из того, какой класс выпускник заканчивает (11 или 9).
Различные комбинации этих двух аспектов дают развернутую и разнообразную картину планов и намерений выпускников.
В 1999 г. эти планы выглядят следующим образом – 73,8% всех опрошенных планируют поступить в Вузы и приобрести высшее образование, 39,4% приобрести средне-специальное или профессиональное (училище, колледж - 11,5% и 27,9% соответственно), 10,9% планируют заняться коммерцией, 12,6% одним из вариантов своего будущего предположили пойти работать, 26,8% - учащихся пока не определились со своим выбором.
Таблица 2.3.
Структура образовательной ориентации выпускников школ
Восточного Оренбуржья (в %) в 1999г.
Планы |
По всему контин- генту | Пол | Класс | ||
Юноши |
Девушки |
9 кл. |
11 кл. | ||
Училище |
11,5 |
9,7 |
12,6 |
12,6 |
10 |
Колледж |
27,9 |
30,6 |
26,1 |
37,9 |
15 |
ВУЗ |
73,8 |
73,6 |
73,9 |
65 |
85 |
Займусь коммерцией |
10,9 |
20,8 |
4,5 |
12,6 |
8,6 |
Пойду работать |
12,6 |
11,1 |
13,5 |
9,7 |
16,3 |
Не знаю |
14,2 |
11,1 |
16,2 |
18,4 |
8,8 |
Другой вариант |
12,6 |
11,1 |
13,5 |
15,5 |
8,8 |
Из таблицы 2.3. видно, что наблюдаются различные ориентации у разных групп учащихся. Так, процент 11-классников, планирующих поступить в Вуз, значительно выше (на 20%), чем у 9-классников. Популярность колледжей у 9-классников более чем в два раза выше, чем у 11-классников. Желающих 11-классников пойти работать в полтора раза больше, чем 9-классников. Не определившихся 9-классников в среднем в два раза больше, чем 11-классников.
Юношей желающих заняться коммерцией почти в пять раз больше, чем девушек. Популярность колледжей несколько выше у юношей, чем у девушек, у девушек же более популярны училища.
Планы девятиклассников напрямую связаны с тем, остаются ли они в школе или покидают ее. Собираются продолжить школьное образование 73,7% девятиклассников, более половины из них желают иметь высшее образование, каждый третий одним из трех вариантов своего ближайшего будущего указывает на училище или колледж.
Уйти из школы планируют 26,3% девятиклассников, 12,6% из них собирается в училище, одна треть - в колледж, на высшее образование ориентированны 65%. Каждый пятый учащийся 9 класса независимо от того, уйдет он из школы или нет, «пока не знает», что предпримет после окончания школы.
Противоположностью образовательной ориентации выпускников является ориентация на практическую деятельность: занятие коммерцией или поиск работы в других сферах народного хозяйства. Надо отметить, что не только по данным мониторинга, но и других исследований социологов, отчетливо прослеживается тенденция к снижению желающих трудоустроиться после окончания школы. Так, если в 1985 г. по России среди юношей почти 15% планировали продавать свой труд после школы, то доля юношей-выпускников 99г. в Восточном Оренбуржье, планирующих работать несколько ниже и составляет 11,2%.