Меню сайта
Результаты мониторинга, проведенного в школах Восточного Оренбуржья среди выпускников девятых и одиннадцатых классов
Бесспорными лидерами являются профессии юриста, экономиста и программиста. Пик популярности профессии «программист» приходится на юношей – 59,7%, «юриста» – на 11-классников. Врачами хотят стать от 7 до 11% опрошенных выпускников. Среди девушек большой популярностью, чем у мужчин пользуются профессии «переводчик» – 54,1%, «психолог» – 20,7, бухгалтер – 14,4%. Профессия «инженер» престижна у 3,5–5,5% выпускников.
Как видно шкала престижных профессий представляет собой довольно чуткий индикатор, улавливающий состояние сознания, ценностей молодежи, а значит и общества.
Ранжированное распределение тех профессий, которые по мнению выпускников они выберут, исходя из реальных условий и возможностей, выглядит следующим образом (см. табл. 2.6).
Таблица 2.6.
Рейтинг реально выбираемых профессий выпускниками
в городе и сельских районах Восточного Оренбуржья
Профессия |
По всему контингенту |
Место жительства | ||||
Город |
Сельские районы | |||||
Место |
% |
Место |
% |
Место |
% | |
Юрист |
1 |
25 |
1 |
26 |
1 |
24 |
Экономист |
2 |
21 |
2 |
23 |
2 |
19 |
Врач |
6 |
8 |
7 |
4 |
3 |
12 |
Водитель |
9 |
2 |
10 |
1 |
9 |
3 |
Программист |
3 |
15 |
3 |
20 |
4 |
10 |
Учитель |
8 |
3 |
8 |
1 |
7 |
5 |
Бухгалтер |
5 |
9 |
5 |
9 |
5 |
9 |
Переводчик |
4 |
10 |
4 |
12 |
6 |
8 |
Инженер |
7 |
6 |
6 |
8 |
8 |
4 |
Медсестра |
10 |
1 |
10 |
1 |
10 |
1 |
В данном рейтинге первые места занимают профессии, которые выпускники поставили в оценке престижа также на первые места. Это – юристы, экономисты, программисты, переводчики и бухгалтера.
Из таблицы 2.6 видно, что место жительства значительно влияет на выбор учащихся. Так, например, профессию «экономист» выбирают чаще ученики города, у сельчан она лишь на 5 месте. Доля выпускников интересующихся профессией «программист», в сельской местности в два раза ниже, чем в городе. Также мало привлекает сельских школьников профессия «переводчик». Итак, профессии, обозначенные в качестве цели выпускниками сельских школ, отличаются от профессий, обозначенных выпускниками города. Сельские школьники исходят из реальных условий и возможностей и выбирают профессии, не требующие высокого уровня образования. Собственно, в своих образовательных планах они в два раза больше ориентированны на средне-специальный образовательный уровень. .
Сравнительный анализ таблиц 2.5. и 2.6. позволяет сделать вывод о том, что рейтинговые различия престижных и реально выбираемых профессий по всему контингенту опрошенных незначительны.