Меню сайта
Результаты мониторинга, проведенного в школах Восточного Оренбуржья среди выпускников девятых и одиннадцатых классов
В данном рейтинге первые места занимают профессии, которые выпускники поставили в оценке престижа также на первые места. Это – юристы, экономисты, программисты, переводчики и бухгалтера.
Из таблицы 2.6 видно, что место жительства значительно влияет на выбор учащихся. Так, например, профессию «экономист» выбирают чаще ученики города, у сельчан она лишь на 5 месте. Доля выпускников интересующихся профессией «программист», в сельской местности в два раза ниже, чем в городе. Также мало привлекает сельских школьников профессия «переводчик». Итак, профессии, обозначенные в качестве цели выпускниками сельских школ, отличаются от профессий, обозначенных выпускниками города. Сельские школьники исходят из реальных условий и возможностей и выбирают профессии, не требующие высокого уровня образования. Собственно, в своих образовательных планах они в два раза больше ориентированны на средне-специальный образовательный уровень. .
Сравнительный анализ таблиц 2.5. и 2.6. позволяет сделать вывод о том, что рейтинговые различия престижных и реально выбираемых профессий по всему контингенту опрошенных незначительны.
Такое положение свидетельствует прежде всего и том, что выпускники достаточно высоко оценивают свои способности и мало задумываются о реальных условиях выбора профессии. В своих профессиональных устремлениях они учитывают лишь свои желания, которыми и пытаются руководствоваться. Школьники мало обеспокоены спросом на ту или иную профессию, потребностью народного хозяйства. Следовательно задача профессионалов: профориентаторов, консультантов, педагогов, родителей, средств массовой информации, службы занятости, руководителей администраций районов и городов давать полную и объективную информацию о потребностях общества в различных профессиях, что пока не получило достаточного развития
Что побуждает учеников выбрать ту или иную профессию, чем она для него так привлекательна? Как правило, профессию выбирают не саму по себе, а с учетом ее характеристики например, престижна ли она, хороши ли условия и оплата труда и т.д.
Систематизируя свои представления о профессии, выпускник оценивает ее характеристики - то, что делает эту профессию привлекательной для него лично. В ходе мониторинга выпускникам было предложено из списка характеристик профессий выбрать не более трех наиболее привлекательных, с их точки зрения, вариантов. Частота упоминания того или иного аспекта привлекательности профессии отражена в таблице 2.7.
Таблица 2.7.
Мотивы выбора профессии абитуриентами (в %)
Характеристики |
По всему контингенту | Пол | Класс | ||
Юноши |
Девушки |
9 кл. |
11 кл. | ||
Интересная работа |
71,6 |
73,6 |
70,3 |
71,8 |
71,3 |
Престижная |
62,3 |
58,3 |
64,9 |
73,8 |
47,5 |
Приносит пользу людям |
29,5 |
30,6 |
28,9 |
33 |
25 |
Карьера |
41 |
47,2 |
37 |
41,7 |
40 |
Хорошие условия труда |
20,7 |
20,8 |
20,7 |
20,4 |
21,3 |
Не вредно для здоровья |
16,4 |
16,7 |
16,2 |
19,4 |
12,5 |
Легче найти работу |
5,5 |
1,3 |
8,1 |
2,9 |
8,8 |
Требует самостоятельности |
14,8 |
12,5 |
16,2 |
9,7 |
21,3 |
Ничего кроме заработка |
14,2 |
11,1 |
16,2 |
15,5 |
12,5 |
Свободный режим работы |
6 |
9,7 |
3,6 |
3,9 |
8,8 |
Иной вариант |
6,6 |
6,9 |
6,3 |
1,9 |
12,5 |