Меню сайта
Результаты мониторинга, проведенного в школах Восточного Оренбуржья среди выпускников девятых и одиннадцатых классов
Наибольшее количество упоминаний (71,6%) получила характеристика -«интересная работа», причем независимо от пола и возраста опрошенных. Хотя второе место отдано позиции «престиж», частота выбора этой черты профессии различна. Из 11-классников половина (47,5%) указали на нее, из 9-классников - на 25 процентов больше.
Есть расхождения в оценках в зависимости от класса и по другим характеристикам. Так, 9-классники выше оценивают свободный режим работы, чем 11-классники: 8,8% против 3,9% соответственно.
Результаты проведенного опроса показали, что на первый план выдвигаются мотивы, не связанные с материальной обеспеченностью. Даже в условиях рыночной экономики выпускники школ не испытывают определенной деформации ценностей в сторону меркантильности. Для большинства из них весьма существенно, хотя- бы на уровне сужений, чтобы их труд был интересен и общественно значим («приносит пользу людям»). Как менее существенные или совсем несущественные оцениваются те аспекты профессии и работы, которые характеризуют условия труда: свободный режим работы, легкая, невредная работа, заработок.
Таблица 2.8.
Факторы, влияющие на выбор профессии абитуриентами
в Восточном Оренбуржье (в %)
Факторы |
Всего | Пол | Класс | ||
Юноши |
Девушки |
9 кл. |
11 кл. | ||
Родители и родственники |
64 |
65,3 |
63,1 |
72,8 |
52,5 |
Друзья, знакомые |
16,4 |
15,3 |
17,1 |
23,3 |
7,5 |
Учителя |
9,8 |
12,5 |
8,1 |
12,6 |
6,3 |
Психолог, профконсультант |
7,1 |
5,6 |
8,1 |
5,8 |
8,8 |
Средства массовой информации |
21,9 |
26,4 |
18,9 |
26,2 |
16,3 |
Встречи с представителями профессии |
17,5 |
18,1 |
17,1 |
15,5 |
20 |
Пробовал работать |
3,8 |
8,3 |
0,9 |
2,9 |
5 |
Выбрал сам |
68,9 |
65,3 |
71,2 |
63,1 |
76,3 |
Затрудняюсь ответить |
1,6 |
1,4 |
1,8 |
1,9 |
1,3 |
Иной вариант |
3,8 |
4,2 |
3,6 |
3,9 |
3,8 |