Меню сайта
О нарушении деловых обязательств
Чем выше образовательно-квалификационный уровень руководителей малых предприятий (наличие институтского диплома, ученой степени), тем чаще появляются негативные оценки. Более образованные руководители болезненнее воспринимают нарушения хозяйственных норм. Члены предпринимательских объединений и ассоциаций сталкиваются с нарушениями обязательств чуть реже. И эту, пусть очень слабую зависимость хочется принять как обнадеживающую тенденцию. Быть может, в перспективе именно институциональные методы помогут воспитать более ответственное отношение к деловым обязательствам.
Итак, несоблюдение деловых обязательств считается обычным делом. Но расценивается ли оно как норма? Быть может, руководители болезненно реагируют на нарушения и пытаются изменить ситуацию? Или проблема неразрешима и воспринимается хозяйственниками как неизбежное зло, "издержки профессии"? Был поставлен вопрос: "Возможна ли сегодня успешная хозяйственная деятельность без нарушения деловых обязательств в любых случа-
В. Радаев
ях?^ Ответ таков. Только 11,0% руководителей считают, что нельзя избежать таких срывов. Без малого ^/ц уверены, что это возможно (52,1%) или по крайней мере "возможно с трудом" (36,9%) (см. табл. 2). Причем оценки предпринимателей совпадают с мнениями руководителей более крупных хозяйственных структур и более оптимистичны, нежели оценки представителей управленческих органов и общественных объединений (около половины последних склонны считать, что это возможно с трудом).
Таблица 2
Оценка возможностей успешной хозяйственной деятельности в нынешних российских условиях при принципиальном недопущении ненормативных действий (в °/а)
Возможность при любых условиях: |
Невозможно |
Возможно с трудом |
Возможно |
Не нарушать деловых обязательств (N = 856) |
11,0 |
36,9 |
52,1 |
Не применять силовых методов и угроз (N- 817) Не давать взяток (N=845) |
9,4 41,3 |
38,3 42,1 |
52,3 16,6 |
Многие, таким образом, оказываются в ситуации нормативного раздвоения и вынуждены поступать не так, как можно было бы в принципе действовать даже в нынешних, далеко не идеальных условиях. Что означает это расхождение реального и возможного? Просто ли оптимизм в отношении будущего, выражение надежды на лучший удел? Или в большей степени неприятие настоящего - отказ принимать нарушения как норму, разлад между этическими представлениями и практическими действиями. Судя по всей массе ответов, речь идет, скорее, о степени оптимистичности общего настроя в отношении перспективы. Те, кто считает возможным избежать срывов деловых обязательств, прогнозируют рост производства, численности занятых и даже масштабов инвестиций в секторе малого предпринимательства. Они также в целом лучше оценивают финансовое положение своих предприятий и реже опасаются банкротств. "Нормативный" оптимизм оказывается связан с экономическим оптимизмом, который отчасти порождается более устойчивым финансовым положением предприятия. Оптимистичнее также по поводу возможности избегать нарушений высказываются молодые руководители, "старики" реже рассчитывают на серьезные изменения.
В целом необязательность в выполнении договоров является одной из наиболее острых проблем в сегодняшних деловых отношениях. При этом принято апеллировать к внешним объективным обстоятельствам (каковые всегда найдутся), когда человек сам нарушает
* Указание на действие "в любых случаях" переводит вопрос в ценностно-нормативную плоскость, снимая облегчающую ссылку на "объективные обстоятельства".
Малый бизнес и проблемы деловой этики