Меню сайта
Характеристика факторов внешней среды
С 1 марта 2000 г. отменены взаиморасчеты между субъектами экономических отношений. Но до сих пор не последовало разъяснение этого указа, а пока все остается по-прежнему. Этот указ, при вступлении в силу подорвет взаимовыгодные отношения между предприятиями, так как при помощи взаиморасчетов предприятия получали сырье и реализовывали свою продукцию.
Очень сильно от этого указа пострадает ОАО «Дальхимпром», которое при помощи договора взаиморасчета с другими предприятиями Приморского края, сбывал свою продукцию, а взамен брал на реализацию товары других фирм.
Серьезным препятствием для работы предприятий Приморского края является повышение энерготарифов. Борьба губернатора края с АО «Дальэнерго» ни к чему хорошему не приводит, кроме как к постоянным отключениям электричества, от чего страдают не только предприятия края, но и население. Е. Наздратенко выдвинул предложение о введении усредненного энерготарифа на всей территории России, но предложение не получило поддержки правительства. Вопрос о повышении платы за электроэнергию потребителям края остается открытым. Если все же их повысят, то себестоимость товаров, производимых приморскими предприятиями, резко возрастет и сделает их неконкурентоспособными товарам производителей других регионов. Это положение приведет к банкротству большинства промышленных предприятий Приморского края.
Рассмотрев общие для промышленных предприятий условия существования, результаты деятельности и прогнозы на будущее, необходимо перейти к анализу факторов, непосредственно влияющих на деятельность предприятия, производящего товары бытовой химии, каковым является ОАО «Дальхимпром».
Непосредственное окружение
Изучение непосредственного окружения организации направлено на анализ состояния тех составляющих внешней среды, с которыми организация находится в непосредственном взаимодействии. При этом организация может оказывать существенное влияние на характер и содержание этого взаимодействия, тем самым она активно участвует в формировании дополнительных возможностей и в предотвращении появления угроз ее дальнейшему существованию.
При изучении непосредственного окружения предприятия в первую очередь необходимо обратить внимание на одну из главных его составляющих - потребителей. Изучение потребителей позволит предприятию лучше уяснить то, какой продукт в наибольшей мере будет приниматься покупателями, на какой объем продаж может рассчитывать, в какой мере покупатели привержены продукту именно данного предприятия, насколько можно расширить круг потенциальных потребителей, что ожидает продукт в будущем и т.д.
Дальхимпром - предприятие, работающее в Приморском крае. Здесь находится область его интересов, поэтому для анализа непосредственного окружения был выбран именно приморский рынок товаров бытовой химии. Потенциальными потребителями этих товаров являются население, предприятия и организации. На рынке товаров бытовой химии представлено большое множество разнообразной продукции. Наибольшей популярностью у потребителей пользуются стиральные порошки, хозяйственное мыло, жидкости для мытья посуды и пасты для чистки сантехники.
Для определения круга потенциальных потребителей Дальхимпрома следует проанализировать круг потребительских предпочтений товаров бытовой химии (табл. 5).
Таблица 5.
Список товаров бытовой химии, пользующихся спросом у потребителей Приморского края
Товары бытовой химии |
Название |
Объем (в мл.) |
Производитель |
Средства для мытья посуды |
Fairy-лимон |
500 |
Procter&Gamble (Великобритания, Чехия) |
Золушка |
500 |
ООО «Спектр» (С-Пб.) | |
Чистящие средства для сантехники |
Comet |
400 |
Procter&Gamble, Новомосковскбытхим (Новомосковск) |
Санокс |
1000 |
ЗАО «Аист» (С-Пб.) | |
Суржа |
450 |
ОАО «Дальхимпром» | |
Средства для мытья стекол |
Нитхинол |
450 |
ОАО «Дальхимпром» |
Истра |
500 |
ЗАО «Мезопласт» (Москва) | |
Отбеливатель |
Белизна |
1000 |
Любых производителей |
Средства для чистки ковров |
Капля |
500 |
ЗАО «Веснянка» |
Ковроль |
510 |
Ангарский завод бытовой химии (Ангарск) |