Меню сайта
Основы менеджмента
Организация – это открытая система взаимодействующих и управляемых частей (подразделений, людей и т.д.), работающая с определённой целью, смыслом, миссией и имеющая в своём распоряжении ресурсы:
1) финансовые ресурсы;
2) материальные ресурсы (оборудование и т.п.);
visa-tvoidoki.ru3) людские ресурсы;
4) информационные ресурсы;
5) временные ресурсы.
Управление – это процесс распределения и движения пяти видов ресурсов в организации с заранее заданной целью по заранее разработанному стратегическому плану с непрерывным контролем результатов работ.
Адаптивное управление – это приспосабливающееся к новой обстановке (окружающей среде) управление с изменением планов и моделей в зависимости от складывающейся ситуации.
Организации бывают формальными и неформальными. Формальные организации строятся в соответствии с заранее заданной структурой управления. В формальных организациях действуют заранее запланированные связи между подразделениями, людьми и т.д. неформальные организации образуются и действуют спонтанно, на основе личных контактов, симпатий и т.п.
Существуют так называемые уровни управления – это уровни в дереве иерархии.
Дерево иерархии:
Высшее звено управления
Среднее звено управления
Низшее звено управления
Соответственно руководители делятся на руководителей высшего, среднего и низшего звеньев управления.
Внешние факторы (экономические, психологические, культурные)
|
Результаты
Ресурсы
Искусство менеджера заключается в том, чтобы при изменении внешних факторов получить заранее запланированный результат. Важно, чтобы цель была поставлена в цифровой, показательной форме.
Предприниматель – это организатор чего-то нового (идеи, товара и т.п.).
Бизнесмен – это человек, имеющий своё дело. Бизнесмен может один вложить деньги в какое-либо мероприятие, ценные бумаги, инвестировать проект и т.д., не занимаясь рутинной работой в этом деле. Последнее замечание отличает его от менеджера.
Менеджер – это человек, работающий в организации и занимающийся организацией работ с комплексом ресурсов.
В теории менеджмента существуют следующие школы управления:
1) Классическая (традиционная) школа управления: Рабочий представлялся как орудие труда в целях максимизации прибыли;
2) «Доктрина человеческих отношений» (30-40гг.): Учитываются психологические факторы работника, его чувства, эмоции, взаимоотношения с коллективом. В этом стали видеть резервы производительности труда;
3) «Эмпирическая школа управления»: Основывается на практике управления. Представители – крупные бизнесмены, менеджеры, получившие определённый результат в своей деятельности;
4) «Школа социальных систем»: Внимание акцентируется на взаимоотношении человека в коллективе. Исследуется процесс формирования рабочих групп оптимальной численности. Исследуется корреляция – статистическая связь между этническими, психологическими, возрастными, половыми факторами и производительностью труда;
5) «Новая школа управления»: Основывается на математических методах экономики. Реализация управления на базе вычислительной техники, компьютерных сетей и т.д.
Существует несколько подходов в управлении:
1) процессный подход: управление рассматривается как процесс, например планирование, организация, мотивация, контроль;
2) системный подход: обозначаются цели, задачи в показательной форме, строится дерево цели:
система разбивается на подсистемы, организация на подразделения;
3) ситуационный подход: анализируются результаты деятельности организации в различных ситуациях, исследуется динамика изменения этих результатов.
Существует внутренняя среда организации, внешняя среда организации и международное окружение. Внутренняя среда определяется структурой самой организации, стоящими целями и задачами, технологиями производства, распределением полномочий и власти. Внешняя среда – это поставщики ресурсов, конкуренты, покупатели, государство и его структуры. К внешней среде относится культура морали и нравственности, религиозные особенности народа, профсоюзы, научно-технический прогресс, состояние экономики, политический фактор.
Качество управления зависит в большой степени от связующих процессов или коммуникаций. Коммуникации могут быть:
– по нисходящей (команды с высшего уровня на низший);
– по восходящей (команда с низшего уровня на высший);
– коммуникации между подразделениями, секциями, отделами;
– коммуникации типа: руководитель – рабочая группа;
– коммуникации между руководителями;
– неформальные коммуникации (на основе дружеских отношений);
– невербальные коммуникации (жесты, мимика и т.д.).
- Принятие решения в организации.
- Организация взаимодействий муниципальными подразделениями и другими субъектами.
- Построение организации.
- Мотивация в менеджменте.
- Понятие групповой динамики
- Производственная группа = Руководитель + Подчинённый
- Модель Команса
- Руководство: власть и личное влияние
- Понятие баланса власти
- 4 системы в стиле лидерства Лайнерда
- Решетка стилей лидерства Блейка и Мутона
- Ситуационная модель Фидлера
- Теория «жизненного цикла». Поля Херси и Кена Бланмара.
- Модель принятия решений Врума-Йеттона
- Конфликт. Управление конфликтом в организации.
- Понятие стресса.
- Обеспечение эффективной деятельности организации.
- Управление производством. Основные понятия.
- Цепь производственных потребностей потребителя.
- Автоматизированные склады и ГПС.
- Планировка в производстве
- Нормирование труда.
- Планирование выпуска продукции.
- Планирование материальных потерь по системе MRP.
- Учётно-плановые графики Ганта.
- Управление производительностью (комплексный подход).
- Сетевые графики
- Поиск резервов производительности труда.
- Способы поиска резервов производительности труда.
- Оптимальное управление трудовой нагрузкой.
- Имитационное моделирование в менеджменте.
- Интенсивное и экстенсивное развитие организации.