Меню сайта
Варианты подходов к определению малых и средних предприятий
^ >: |
Определяются рынком, интуитивно, с импровизациями
Корректируются рынком и специальной стратегией, интуитивно
Корректируются рынком и стратегией, изобретательно
Доминирование на рынке, систематически и стратегически
Менеджмент |
Личный, авторитарный, прямой |
Личный, консультации с ключевыми партнерами, специалистами
Личный, небольшая команда специалистов, использование внешних экспертов
Командный, большая команда специалистов, функциональная оргструктура, консультационная структура
Продукт |
Нет планирования, нет маркетинговых исследований |
Краткосрочное планирование без маркетинговых исследований
Краткосрочное и нерегулярное долгосрочное планирование, несистематические маркетинговые исследования
Долгосрочное планирование, регулярные маркетинговые исследования
Персонал |
Личные отношения "босс-сотрудник" по принципу "большая семья", высокая степень мотивации и вовлеченности, слабое влияние профсоюзов, нет СТК
Личные отношения "наниматель - коллектив сотрудников", некоторая степень вовлеченности, небольшое влияние профсоюзов, нет СТК
Отношения сотрудничества, организационная "среда", некоторая степень мотивации, усиление влияния профсоюзов, совет трудового коллектива
Строгая иерархия отношений, сотрудничество в коллективах, отсутствие вовлеченности (только у топ-менеджеров), трудно повысить мотивацию, сильные профсоюзы, СТК
Финансы |
Семья, банк, акции |
Семья, банк
Семья, банк
Банк, акции
Малый и средний бизнес: эволюция понятий и проблема определения
своей деятельности по производству большого числа продуктов (технологий, услуг, ноу-хау) - компании-конгломерата. Для характеристики этапа развития продукта используется "коэффициент специализации" ("specialisaion ratio), равный отношению годового дохода фирмы к ее общим затратам на производство и сбыт основного продукта.
Преимуществами качественного подхода являются достижение некоторой степени его теоретического обоснования и учет широкого спектра "интуитивно" присущих разным предприятиям качественных критериев, таких, как "система менеджмента", "система контроля производительности", "система мотивации производительности" и т.д. Основными недостатками этого подхода являются сложность практического его применения, обусловленная, в частности, трудностью доступа к внутрифирменной информации для определения ряда характеристик, таких, например, как "система менеджмента", а также достаточно широкий спектр самих критериев.
Чисто качественное определение малой фирмы можно сформулировать посредством выделения основных характерных особенностей ее существования и развития. Этот подход интересен прежде всего тем, что рассматривает малую фирму не как уменьшенный вариант большой компании, а как организацию, деятельность которой качественно отличается от крупных предприятиий следующими специфичными чертами: высокой степенью неопределенности; потенциально более высокой способностью к внедрению инноваций (в широком смысле); постоянным развитием и адаптируемостью к изменениям.
Комбинированный подход. Характерным примером комбинированного подхода является определение малой фирмы, предложенное в 1971 г. в докладе Болтонского комитета (Великобритания), явившемся, по сути, первым примером серьезного рассмотрения проблемы развития малого бизнеса^. В нем приведены результаты сравнительного анализа некоторых аспектов развития малых фирм в разных странах, что было первой попыткой осмысления проблемы МСП в международном контексте.