Варианты подходов к определению малых и средних предприятий

полняют чисто контрольные функции начиная уже с того времени, когда фирма насчитывает от 10-20 человек и более. При этом деятель­ность фирмы характеризуется довольно четким разграничением сфер ответственности.

Другой спорный аспект болтонского экономического определе­ния - утверждение о невозможности для малой фирмы влиять на свой рыночный сегмент, например, на цены посредством изменения коли­чества выпускаемых ею продуктов. Это утверждение, по сути, бази­руется на принятии того факта, что малая фирма действует в контек­сте совершенной конкуренции. На практике, однако, многие малые фирмы развиваются успешно, находя свои ниши. Обеспечивая при­сутствие на рынке в высокой степени специализированных услуг или продуктов, например, в достаточно изолированной в географи­ческом плане местности, они часто не испытывают особой конкурен­ции. В результате в краткосрочном или даже среднесрочном времен-нбм интервале малые фирмы оказываются в положении, позволяю­щем им удерживать достаточно высокие цены и достигать при этом более высокой рентабельности, чем на крупных предприятиях той же отрасли.

Статистическое определение Болтонского комитета также под­вергалось серьезной критике по различным аспектам. В качестве его недостатков отмечались следующие:

- широкий спектр применяемых критериев "малости";

- наличие разных числовых параметров изменения критериев для разных отраслей, затрудняющих использование такого определения;

- непосредственное использование денежных единиц, что неизбеж­но приводит к трудностям учета изменений их стоимости во времени;

- применение критериев численности занятых при сопоставлении деятельности малых и крупных фирм с течением времени также при­водит к определенным затруднениям в связи с неравномерным изме­нением количества валового национального продукта на человека для различных отраслей;

- единое статистическое определение, несмотря на отдельные ва­риации его составляющих для различных отраслей, подразумевает тем не менее однородность сообщества малых фирм.

Исследователям, пытающимся делать какие-либо выводы на ос­новании статистики МСП разных стран, необходимо быть особенно внимательными, так как существуют дополнительные "подводные кам­ни", способные существенно исказить "истинное" положение дел:

- различные подходы к формальному определению МСП в раз­ных странах (в докладе РАРМП^ приводится 18 вариантов определе­ний МСП);

- даже в рамках общих подходов - различия традиционно сло­жившихся в разных странах способов учета появившихся на рынке предприятий и уходящих с рынка фирм;

'* Малый бизнес России. Проблемы и перспективы. Аналитический доклад РАРМП.

57

А. Колесников, Л. Колесникова

- даже при полном совпадении определений и числовых пара­метров используемых критериев возможны неожиданности. Напри­мер, способы учета численности как частично занятых на предприя­тии, так и самозанятых могут различаться для разных стран;

- статистика малых предприятий в разных странах по-разному учитывает малые фирмы, являющиеся отделениями других компаний. Таким образом, статистические данные по МСП могут использо­ваться в различных дискуссиях в спекулятивных целях. Избежать таких неприятных последствий текущей реальной ситуации в этой области можно лишь посредством объединения усилий ученых, ис­следователей, политиков и самих предпринимателей.

Длительные дебаты специалистов западных стран по проблеме определения МСП пока не закончены, а в России они еще только начинаются (например, наше законодательство пока никак не опреде­ляет понятие среднего бизнеса). В настоящее время в нашей стране при рассмотрении проблемы определения МСП внимание специалис­тов и политиков концентрируется в основном на связанных с ней вопросах налогообложения и государственной поддержки малого биз­неса. Так, в федеральной программе государственной поддержки ма­лого предпринимательства в РФ на 1996-1997 гг. и в решениях 1-го Всероссийского съезда представителей малых предприятий обращено особое внимание на разработку и закрепление в российском законо­дательстве принятых в мировой практике, в том числе в странах -членах ЕС, понятий "микрофирма" и "среднее предприятие", а также распространение на эти сферы предпринимательства действия феде­рального закона "О государственной поддержке малого предприни­мательства в Российской Федерации". Здесь же нам хотелось сделать акцент на значительно более широком спектре задач, обусловливаю­щих необходимость использования формальных или неформальных определений малого бизнеса, а также на более широком видении воз­можных подходов к их решению. При разработке отечественных ва­риантов полезно осмысление опыта стран, в которых сектор МСП развивается уже около двух десятков лет. Особо надо подчеркнуть, что вряд ли существует единственно верное для всех целей определе­ние малого и/или среднего предприятия. Мы попытались показать (см. табл. 4) расплывчатость переходных границ между качествен­ными определениями "малый- средний - крупный бизнес". Для раз­личных целей и задач вполне правомерно использование разных под­ходов. Вместе с тем при решении задач статистических наблюдений и анализе ситуаций как в отдельных регионах, так и в России в целом не следует забывать и о проблеме определения МСП. И в заключение мы хотели бы обратить внимание специалистов на употребление не­которых новых "терминов" из арсенала российской деловой термино­логии, сомнительных, на наш взгляд, с точки зрения чистоты русско­го языка, ведь "в начале было слово .".

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6